Упанишады йоги и тантры

до н.э. до IV н.э. И все же наиболее обоснованной датировкой является время между IV-II вв. до н.э.

Патанджали н азвал излагаемую систему Йога дар-шана (букв, «воззрение» или «мировоззрение йоги»), тем самым как бы подчеркивая ее обобщающий характер. Он является не первооткрывателем системы, но собирателем и оформителем предыдущего теоретического и практического опыта йоги, на что указывает слово anusasanam- «изложение» - в первой сутре. Если Бхагавадгиту можно рассматривать как свидетельство существования в то время, когда ода складывалась, многообразных учений, использующих упражнения йоги, то Йога сутру - как подробное изложение одной из ее ветвей, впрочем, также включивших в себя несколько ответвлений.
Так как Йога сутре «повезло»: oнa сохранилась целиком и с подробными комментариями, — то сложилось мнение, что первоначальная, самая древняя йога основывалась на философии санкхьи. На самом деле это лишь описание йоги одной школы. Но «почти атеис-тичность» и, следовательно, подчеркнутая «неконфесси-ональность» текста в данном случае весьма содействовала тому, чтобы ее могли принять в качестве образца и другие школы.
Текст Йога сутры состоит из 196 «формул», разделенных на четыре главы: глава о свершении (самадхи), глава о практике (садхана), глава о необычных проявлениях (вибхути или сиддхи) и глава об Обособлении (кайвалъя).
Йога даршана строится на учении санкхьи, в котором мир рассматривается как сцена, на которой развертывается драма отношений между вечным Духом (Пу-руша) и со-безначальной с ним Природой (Пракрити). Причиной же этой драмы является безначальное неведение (Авидья), которое заставляет Пурушу полностью увлечься этим спектаклем и удерживает постоянный, неизменный Дух в состоянии «забвения» своей сущности и отождествления себя с изменчивыми проявлениями Природы. Поэтому для такого связанного явлениями, воплощенного Духа высшей целью является его освобождение или обособление от Природы, достигаемое разрушающим неведение познанием своего коренного отличия от нее и осуществлением себя как чистого Самосознания.
Однако философия санкхьи предлагает в качестве средства достижения конечной целя метод умозрительного расчленения явлений и аналитического умозаключения (samkhyaбуквально значит «чет», «расчет», «разбивка» и по смыслу близко к пон1тию «анализ»), а учение йоги дает способ достижения такого состояния ума, при котором отвлеченные понятия санкхьи становятся непосредственной очевидностью. Более того, без успешного опыта йоги предполагаемое санкхьей видение мира и конечная цель - Обособление (kaivalya) — не могут быть обретены. Лервое же слово Йога сутры — atha(«затем», «тепфь»), обычно служащее для связывания различных тентов, видимо, предполагает, что приступающий к осуществлению цели йога даршаны завершил некий подготовительный этап в виде изучения религи-озно- философских текстов или практики других форм йоги, нафимер хатха йоги.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕЛИ В ЙОГА ДАРШАНЕ
Средство избавления — неколебимое различающее постижение.
Йога сутра 2.26й
Как правило, в качестве самого известного определения йоги выступает вторая сутра трактата: «Йога — мысле-верти прекращенье» (yogacittavrttinirodhah). При этом часто упускают следующую: «Тогда Зрящий в своей сущности остается» ( drastuhsvarupeavasthanam). Зрящий — это синоним Пуруши, Первейшего Духа. То есть состояние, предполагаемое этим определением, является не состоянием лишь отрицательной бессознательности, но созерцательной ясности и неизменности, превосходящих обыденное сознание.
Структура учения указывает восемь членов (anga) йоговского опыта, разделенных на внешние (bahiranga) и внутренние , последовательность которых соответствует ступеням приближения упражняющегося к своему истинному состоянию.
Относящиеся к внешним первые пять ступеней — йама, нийама, асана, пранайама и пратъяхара — обращают ум совершенствующегося во внутренний мир, а последние три — дхарана, дхьяна и самадхи, вместе называемые самъямой (samyama), — углубляют его вплоть до конечного Обособления.

Сайт создан в системе uCoz