Упанишады йоги и тантры
16. Пранава — звук ОМ, который в действительности состоит из трех фонем: А, У, М. Звук О образуется слия нием (samdhi) А и У.
17. Теперь звук ОМ рассматривается как совокупность трех «космических свойств»
— саттва, раджас, тамас, — символизируемых тремя цветами; но обычно активность, энергия, страстность (rajas) — второе свойство, а не первое, как в этой шлоке, и считается красным, а не желтым.
18. Относительно восьми членов, стоп (или местопре бываний) и т. д. среди комментаторов нет единства. Воз-
можно, восемь членов — это пять проявленных знаками-звуками частей пранава (А, У, М, полумесяц, точка-бинду) и три непроявленных — Четыре стопы, согласно Манду къе у п., это четыре стадии познания — вайшванара, тпайджаса, праджня и Четвертое (сам Атман). Три состояния — это бодрствование, сон со снами и сон без снов. Пять божеств в зависимости от принадлежности текста к вишнуистской или шиваистской ветви индуизма могут весьма различаться.
19. Перекличка с Мундака уп. 2.4: «Взяв великое ору жие — лук упанишад, наложи на него стрелу, заостренную почитанием. Натянув (тетиву) мыслью о Владыке, знай, дорогой, что цель — этот Непреходящий. Пранава — лук, Атман — стрела, Брахманом зовут эту цель».
20.Три мира — Земля, Пространство (или Атмосфе ра), Небо.
21. Краткий — несомненно, речь идет о различии меж ду составными элементами ОМ, краткими А и У и долгим дифтонгом, полученным их слиянием (О).
22. Несказанная вершина — т. е. точка над О, обозначающая носовой М, в самом прямом смысле слова «несказанная», ибо ее нельзя произнести, сказать.
23....мерой в большой палец... — здесь ОМ отожде ствляется с Атманом, подобным светильнику в сердце, ко торый есть не что иное как Господь в форме Пуруши, т. е. отдельной души, согласно Ведам, размером с большой палец.
24. Рудра — другое имя Шивы.
25. Здесь перечислены стадии пранайамы и их соответ ствия: наполнение т. е. вдох, задержка (kumbhaka, что примерно значит «кубок», «горшок»), опустошение (геев вместо более употребительного названия для выдоха recaka).
26. Дощечка — Речь идет о кусочках дерева для добывания огня трением, используемых в ведийском ри туале.
27.Лебедь — Этимологически ближе русское «гусь» (ср. нем. gans, лат. anser). Образ индивидуальной души (скорее джива, нежели Атман), странствующей из тела в тело в кругу перевоплощений (см. вступительную ста тью, а также Хамса у п.).
28. ...установление... — pada означает одновременно «стопа», «место» (положение, пребывание) и «положение уче ния» (здесь — сокровенное, тайное). После своего растворения мысль уже находится в Небе Вишну (или у его стоп).
29. Светило — Солнце.
30. Пламя — vahni — букв, «везущий», «возносящий» (имеется в виду: жертву богам — огонь).
3\.Васудева — сын Васудевы, патронимическое имя Кришны, воплощение Вишну.
32. Шриватса и Каустубха — знаки или атрибуты Вишну. Шриватса — «счастливый знак Тельца», особый завиток волос на груди Вишну-Кришны, священный сим вол вишнуизма. Каустубха — камень, некогда добытый богами и асурами среди других сокровищ при пахтании Океана.
33. ...на цветок льна похожего — насы щенно-синий цвет кожи — отличительная черта Вишну и Кришны.
34. Наполнение —
35. Задержка (дыхания) — kumbhaka.
36. Опустошение — recaka.
37. Целитель — также «добрый», «дружествен ный», «целебный».
38. Объяснения, даваемые этим трем тройкам, различ ны, но три состояния, несомненно, — бодрствование, сон со снами и забытье, три буквы — А, У, М, составляющие слог ОМ, а «три с половиной» — символическая мера Вселен ной и тела йогина.
39. Обычная формула упанишад, в которой Веда, ско рее, не собрание самхит, а Ведение, Знание.
40. Исчезающе-тихий звук точки — т. е. точки (bindu) над ОМ, отмечающей резонанс конечной согласной. На прашивающийся более простой перевод «затихающий» в данном случае исказил бы идею о неслышном, но все же всегда звучащем звуке.
41. Повторение ст. 18.
42. Область бессмертия -
43. Сдерживание дыхания — здесь используется тер мин вместо более распространенного
44.
Сайт создан в системе
uCoz