Упанишады йоги и тантры


29.Дхату — семь основных элементов тела: жизнен ный сок (rasa), кровь (rakta), мясо , жир (medas), кости (asthi), костный мозг (majja), сперма (Sukra).
30.Победоносная —
31.Желчь — pliha.
32.Холодящая —
33. вместо
34.Воздух — «Очищающий», эпитет огня; так же свежий ветер.
35.Воздух — anila.
36.Благой ток — brahma nadl. Синоним сушумны.
37.Три узла — granthi. См. Словарь.
38.Мехи — bhastri.
39. Перечисленыи
40.Апана — одно из пяти дыханий в теле, проявляе мое выдохом.
41.Местопребывание огня — манипура чакра в сол нечном сплетении.
42.Прана — дыхание, идущее вверх, проявляемое вдохом.
43.См. прим. 35.
44.Ваджрасана — см. прим. 5.
45.Утолщение — Место, откуда исходят три тока тонкого тела. См. «Анатомия» тонкого тела (по всту пительной статье).
46. Пащчимотана — другое название позы хатха йоги, при которой, сидя с вытянутыми вперед ногами и держась за пальцы ног руками, наклоняют туловище и голову к коленям.
47.Движение Сарасвати описано в ст. 9-18.
48.Местопребывание дыхания — т. е. праны. В аюр- веде область праны соответствует грудной клетке. Ср. с Йога таттвой, где область Воздуха помещается между сердцем и межбровьем.
49.Обычно в области межбровья располагают аджня чакру. Этот и нижеследующие ст. 70-72 передают идею о
постоянном стекании нектара из верхних чакр (чаще из аджня чакры) в огонь Вайшванара и испарении его там. Предотвратить этот процесс, по хатха йоге, могут бандхи и перевернутые позы.
50. В некоторых системах чакр инду чакру располага ют выше аджня чакры, в лобной области.
51. Восемь природных элементов — Земля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство, Ум, Разум, Особость
52. Тонкое тело — в тексте ativahika, букв, «обгоняю щий ветер», синоним linga sarlra.
53. ...личность со Вселенной... —
54. Признак — также название тонкого тела.
55. Сам всепронизывающий —
56....с Неделимым... ~ т.е. с запредельным состоя нием сознания.
57. Корневой клубень —
58. Узел Брахмана — brahma granthi.
59.Царь змей — кундалини.
60. Прекращение — имеется в виду прекращение обус ловленного бытия, т. е. Освобождение
61. Соединение — melana, также «встреча», «слияние», «союз», «общение».
62. ...конца времен... — букв, «упадка юг». См. Словарь.
63. Писание — Этот отрывок обыгрывает два зна чения словаSastra — «писание» и «орудие», «инструмент».
64.Зовется — читаем ucyate вместо acyutam. Возмож но, текст искажен.
65. Власть Индры — т. е. высшая власть. Индра в индуизме считается царем богов.
66. Семя - blja.
67. Небесные странницы — т. е. птицы.
68. Из девяти звуков составленную сому... — Сома — напиток бессмертия и вдохновения, который пьют боги. В ведийское время так назывался особо приготовленный жертвенный напиток. Сома — также луна, находящаяся в аджня чакре и производящая нектар, стекающий вниз. Девять звуков — это биджи Кхечари мантры, о которых говорилось выше. Два звука в упанишаде не названы, но возможно, это мантра so'ham.
69. Небесная странница — она же перелетная пти ца — душа.
70. ...до плеча... — букв, «до конечности».
71. Благое отверстие — brahmarandhra.
72. Ссылка на один из главных мифов Ригведы — об убийстве богом Индрой своей палицей (ваджрой) демона Вритры.
73. Семя — blja.
74. Каранъяса — индуистский обряд соотнесения бо жеств или явлений с определенными частями тела касани ем рук и произнесением соответствующих мантр (см. так же Хамса г/и.).
75. ...тринадцатью... — неясное место. Возможно, имеются в виду индуистские боги.
76. ...три года... — возможно чтение «три сезона».
77. Хорошо сосредоточенный — mathanam, букв, «хо рошо взбивающий» или «пахтающий».
78. Средоточие — mathana, букв, «взбивание», «пахта- ние». Неявная ссылка на сказание о пахтании небесного океана богами и асурами для добывания амриты. Также название процесса добывания священного огня трением.
79. Повторение мантры ~ japa.
80. Удобная поза —
81. Глубокий сон ребенка — здесь парадоксальное, но не просто некое поэтическое сравнение. Сосредоточенное состояние похоже на ненарушимый и спокойный сон ре бенка своей естественностью и ненапряженностью.

Сайт создан в системе uCoz