Упанишады йоги и тантры


Бессмертный (amrta) звук (nada). о котором учит упанишада, — главное средство для достижения Освобождения. Видимо, она имеет в виду особую технику сосредоточения на слышимом внутри тела звуке, известную как надо йога.
В стихах 2-3 развивается идея упанишад об ОМ как воплощенном Брахмане, звуке, который «все это» (Атма у п.). Однако упанишада делает упор на его невоплощенном, непроявленном аспекте, считая, что слышание этого невыразимого, неизреченного, беззвучного звука ведет к Освобождению.
Данная упанишада, как и большинство тантрийских упанишад, предлагает для достижения этого не восьми-членную, как у Патанджали, а шестичленную йогу. Однако и относительно последней в ней имеется некоторое своеобразие: ступень асана отсутствует в перечне, а введена как отдельная ступень tarka, рассуждение или вывод, согласно Писаниям (ст. 6). Кроме того, текст допускает разные возможности понимания порядка этих ступеней: так, пратьяхара в перечне стоит и описывается первой. Если это не стилистический прием и не искажение текста в результате передачи, то, вероятно, упанишада понимает пра-тъяхару как первое условие для йоговской практики, которое состоит в удалении чувств и ума от их объектов (возможно, сначала путем удаления в уединенное место).
Упанишада предписывает упражняющемуся в йоге режим без крайностей и эмоциональных волнений (не слишком много бодрствовать, не пересыпать, не переедать, избегать гнева, страха и т. д.) (ст. 28).
Подробно, насколько возможно в этом жанре, описываются дыхательные упражнения (ст. 7-14): что такое вдох, выдох и задержка дыхания, какова ее длительность, на чем при этом надо сосредотачиваться и т. д. (ст. 9-14, 19, 21). В описании пран упанишада в целом следует схеме Чхандогьиуп. 3.13.1-6; 6.5.19-23, но с описанием "цветов и мер" жизненных дыханий (ст. 31-38).
Когда дыхание соединяется с огнем в муладхаре и поднимается вверх, сначала по плотному, затем - по тонкому телу, это ведет, в заключение, к йоге как таковой, под которой текст понимает, видимо, дхьяну и са-мадхи (ст. 24), ведущей к искомому состоянию Обособленности - кайвалья (ст. 30). В стихах 33 и 34 проводится различие между внешним и внутренним полями (или аурами) праны, причем внутреннее поле простирается на 19 300 100 001 пальцев, что еще раз подтверждает, что пранайама - не просто управление вдохом-выдохом. Когда же йогин размыкает круг Дыханий, он достигает бессмертия (ст. 39).
ЗВУК БЕССМЕРТИЯ
ОМ! Да наставит нас обоих... и т. д.
1. Изучив Писания1 и много раз повторив (их), разумный, Высшее Благо2 узнав, затем их отбросит3, как головню (от факела, когда стало светло).
2. Затем, взойдя на колесницу слога ОМ4, (он) следует по стопам Брахмы, колесничим (своим) сделав Вишну и почитая высшим Рудру5.
3. Но (когда) достигают на колеснице нужного места, колесничий останавливает колесницу и седок, колесницу оставив, уходит.
4. (Так), оставив размер (звука), род, положение, беззвучным "М"6 лишенного признаков звука тончайшего состояния, поистине, достигают.
5. (Оставив) звук и прочие объекты пяти чувств, а также слишком непостоянный ум, следует мыслить о Самом сияющем -
это зовут пратпъяхарой.
6. Пранайама, затем дхарана, пратьяхара и дхъяна, также тарк и самадхи* - зовутся шестичастной йогой.
7. Как при расплавлении золотой породы сжигается примесь -так произведенное чувствами загрязнение сжигается удержанием праны9.
8. Управлением пранами в теле (избавляются) от расстройств10, дхараной - от скверны, а пратпъяхарой вместе с дхьяной - от неблагих свойств.
9. Так как (этим) скверна, подлежащая удалению, уничтожается, Сиятельным" (упражнением) следует заниматься.
10. Удаление, двух ветров привлечение12 и Сиятельное -три управления дыханием, сказано.
11. Удаление, наполнение, задержка13 (дыхания, соединенная) с трехразовым произнесением ОМ, возглашениями14 и гаятрик вместе с Головной (мантрой)16 -это управлением правой зовется.
12. (Когда) пространство, (где) предстоит поднять воздух, опустошая, доводят до полной пустоты - это, говорят, признак речаки,
13.

Сайт создан в системе uCoz