Упанишады йоги и тантры

Неподпитывание (чувств) -
45. Шесть членов йоги — список членов или этапов йоги соответствует приведенному в Майтри уп. 6.18. В отличие от классической йоги Патанджали, йама и нийама здесь, ви димо, являются только подготовкой к йоге как таковой.
46. siddha, bhadra. padma.
47.(Коренная) опора — в тексте сокращенное от
48. Свадхиштхана, судя также по шлоке 48, отожде ствляется в данной упанишаде с мужским половым органом.
49. Лонная область - Эта чакра, редко упоминаемая в йогических текстах, видимо, отождествля ется с женскими половыми органами.
50. Признак — linga. Фаллический знак Шивы, исполь зуемый во многих изображениях, служащих для сосредо точения (yantra).
51. Огонь — по-видимому, имеется в виду Основной (или Корневой) Огонь
который, пробужден ный дыханием, поднимается с ним через центры (cakra) тонкого тела до макушки.
52. ...уд... — т. е. Свадхиштхана отождествляется с половыми органами.
53. Круглая чакра — в данном случае — манипура, а не мандала чакра, по представлению некото рых школ находящаяся выше аджня чакры и имеющая форму звука, nada. Манипура чаще располагается в над чревной области.
54. Полная драгоценностей — от (драгоценность) и рига (наполнение).
55. ...в Великом колесе... — т.е. чакре. Переводим буквально, чтобы сохранить образное сравнение. По наи более распространенной традиции, 12 спиц (или лепест ков) имеет анахата, располагающаяся в области сердца.
56. Здесь речь идет о с исходящими из него Местоположение точно не определено. Некоторые источники уточняют, что это образование находится на девять пальцев выше половых органов.
57... .упомянуто... — Намек на то, что от древнего, верного и подробного знания о всех токах тела осталось только знание об этих десяти. Также здесь можно видеть указание на принадлежность этой идеи традиции, отличной от ведийской
58. Все имена женского рода, ибо санскритское обо значающее токи или каналы тонкого тела, — женского рода.
59. Луна — soma.
60. Примерные значения пяти ветров в порядке пере числения: Змей, Черепаха, Куропатка (или Перец), Бого данный, Завоевывающий добро (или богатство).
61. (Душа) живая — jiva.
62. ...мечется... — гак как она связана дыханием, ко торое данный отрывок считает более важным, чем заслуги и прегрешения, накопленные в течение жизни (см. ст. 1).
63. Неповторяемая — игра слов вокруг другого на звания мантры Лебедя или Гуся (ХАМ-СА) — ajapa, букв, «неповторяемая», «нечитаемая», ибо она — всего лишь не отчетливый звук дыхания.
64. Молитва —
65. Обитель Блага — Одновременно Небо и затылочное отверстие.
66. Высочайшая Владычица — Одно из имен Дурги, шакти, пребывающей в человеке в виде свернутой (Кольцевитой) силы.
67. Соединение — yoga.
68. Кундалини, божественная энергия, как ключ, откры вает врата Освобождения, здесь, по-видимому, отождеств ляемые с брахмарандхрой, имеющей другое название да- самадвара — «десятая дверь».
69. Молитвенно — . Жест дара, приношения (ср. — «шкатулка»), который Ж. Варенн толкует как анджали — жест почитания или приветствия; обычно же в падмасане руки покоятся на коленях.
70. ...полного удержания... — вероятно, сколь возможно долгого.
71. Влага, рожденная усилием — т. е. пот.
72. Целомудренный — brahmacari.
73. От клубня... — См. прим. 56.
74. Корневой замок — bandha — «связ ка», которой йогин «связывает» или замыкает ту или иную часть тела, тем самым перенаправляя энергетические токи.
75. Промежность — yoni.
76. Поднимающим, или воспаряющим, этот замок назван потому, что поднимает энергию.
77. Облачная влага — nabho jalam. Вероятно, синоним амриты, истекающей из тысяче лепесткового лотоса.
78.Замок Петленосца — зна чит «сети», «силки», «тенета», поэтому эпитет джаландха- ра может относиться или к Яме, богу смерти, или к Варуне, богу вод. В некоторых древних произведениях джаланд- хара этимологизируется как «держащий влагу» (из jala — «вода»), что ближе к смыслу данного отрывка.
79. ...запиранию слуха...

Сайт создан в системе uCoz