Упанишады йоги и тантры
д.
3. Обузданный йогой — yoga-yuktasya.
4. Самосущий — svayambhu, эпитет Брахмана-Праджа- пати, творца и владыки существ.
5. Сидение —
6. ...как черепаха... — распространенный образ, исполь зуемый для объяснения сущности пратъяхары, устране ния чувств (ср. Бхагавадгита 2.58).
7. Ум — manes.
8....пранава в 12мер... — Пранава — слог ОМ. Мера - метрическая единица. В Йога таттва уп. —время, необходимое для того, чтобы не торопясь сделать круг пальцами по колену и затем щелкнуть пальцем. В Сканде пуране
равна времени спокойного дыхания
(по Йога чинтамани — дыхания во сне, которое равно 21 с половинойpe/fl, времени мигания глаза).
9. ...запирая все двери... — т. е. отверстия тела, через которые может выйти вдыхаемый воздух.
10. Существо — В данном случае, видимо, имеется в виду тело.
11. Дыхания — (мн.ч.).
12. ...туда... — судя по предыдущим шлокам, по-ви димому, в сердце.
13. Следуем Ж. Варенну, считающему, что здесь гово рится о приеме пранайамы (anuloma vilonta), при котором вдох и выдох производится поочередно через одну ноздрю при зажатой второй, а после выдоха — задержка с обоими зажатыми ноздрями.
14. Тройками — Н. Субрахманьям считает, что это ус тановка: 1) глаз на «глазе знания»; 2) внутрь направлен ного ума; 3) жизненного дыхания. По Ж. Варенну, это: 1) асана; 2) установка ума на одной точке
; 3) уп равление дыханием.
15. Копчик — По словарю В.А. Кочергиной SiSna — «хвост», по Моньер-Вильямсу — «пенис». Н. Суб рахманьям считает, что здесь говорится о Муладхаре.
16. ...в области пупа... — по Н. Субрахманьяму — манипура. Ср. с Йога таттвой, где область воздуха поме щается между сердцем и межбровьем.
17. Ток Тончайший — Токи (нади), или каналы, как иногда переводится это слово (но ни в коем случае не артерии или вены!), пронизывают тонкое тело человека. Срединный и главный ток — сушумна, по кото рому сила (шакти) в виде свернутой змеи, пребывающей в муладхаре, поднимается через центры (чакра) к Освобож дению.
18. По разным традициям, имеется пять или 101 ток, в ведийских текстах называемые также hita. В разных ис точниках имеются различия и относительно цвета.
19. Белый ток — цвет су шумны — белый или, чаще, прозрачный, как алмаз.
20. ...словно паук по нити — распространенный образ (ср. Брихадаранъяку уп. 2.1.20, Шветашватару уп. 6.10). Как паук испускает из себя нить паутины, по которой взби рается вверх, так осознанием посредством пранайамы со-
держащейся в человеке праны занимающийся йогой поднимается к Высшему Сознанию.
21. ...кроваво-краснымлотосом... — raktotpala. Н. Суб- рахманьям указывает:
или В тант- рийской символике цвет чакр или лотосов может разли чаться в зависимости от школы.
22. В ведантах (мн. ч.) — ведантой в ведийской тра диции часто называли упанишады. Здесь, вероятно, ссыл ка на какие-то упанишады йоги.
23. ...преодолев... — bhitva— букв, «пробив», «прон зив».
24. Этот ток... — сушумна.
25. ...ручным... — также «домашним». Ж. Ва- ренн переводит «тайным», видимо, читаяguhyam.
26. Разум - Buddhi.
27. Верхняя часть стопы — padasyopari. В араньяках, «лесных» текстах для отшельников, считается, что на боль шом пальце ноги находится точка (магией), в которой как бы заключен Атман.
28. Форма и имя — Обычно обозначение проявленного названиями и формами и огра ниченного ими внешнего мира, связывающего Пурушу.
29. ...острием ума... — в тексте, по-видимому, описка: manodvarena вместо
30. ...ваджрой Индры... — ссылка на, пожалуй, глав ный сюжет Ригведы — рассечение змея Вритры могучим оружием Индры — ваджрой (молнией?). См. Мифы Древ ней Индии. — М., 1982.
31. Смертельное место — mermanот mar— «уми рать» .
32. ...посредством силы созерцания... — yogena.
33. Удержания —
34. Между бедер — urvomadhye. Возможно понима ние «в промежности».
35. См. прим. 31.
36. Освобождающее от дыхания —
37. Четыре повторения (или упражнения) — Неясное место: то ли речь идет о количестве, то ли о раз ных приемах сосредоточения.
38. Сотня — Слово имеет также нарицательный смысл «множество», как его здесь и понимает Б.Л.
Сайт создан в системе
uCoz