Упанишады йоги и тантры

Поскольку у сознания две причины: побуждения2 и движущийся3 (воздух), если одна из них прекращается, обе при этом
уничтожаются.
2. Из этих двух движущимся (воздухом) пусть человек всегда управляет. (При этом нужны) умеренное питание, асаны, а третье — пробуждение Силы4.
3. Я поведаю их сущность, слушай внимательно, Гаутама:
Свежую сладкую пищу, четвертую часть которой для вкушения Шиве отделяют благоговейно, 4. умеренным питанием считают.
Асана же двух видов, а именно: Лотосная и Алмазная5,
5. когда обе ноги кладут поверх бедер подошвами вверх —это Лотосное сидение, уничтожающее все прегрешения.
6. (Когда) левую ногу (помещают) под мошонкой, а другая — сверху кладется
при прямых шее, голове, туловище — это Алмазная поза, Ваджрасана.
7. Вот Сила кольцевитая6, пусть же продвинет ее просветленный от ее пристанища до межбровья. Это считают
продвижением Силы7.
8. При выполнении этого Кольцевитая начнет двигаться (протоком) сарасвати 8. (Для этого необходимы) два главных
упражнения: удержание праны, затем — выпрямление Кольцевитой.

Шактичалана мудра
9. Из этих двух тебе расскажу о движении сарасвати9, прежде поведанном и рассказанном Арундхати10.
10. От этого движения сарасвати движется сама Кольцевитая.
Удерживая твердо Лотосное сидение, нужно вести дыхание идой,

11. (чтобы) расширить до 12 и 4 перстов" пространство, окружающее эти токи.
12. Большим и указательным пальцами рук пусть крепко закрывает (ноздри), собственной силой пусть движет (дыхание) слева направо снова и снова.
13. Пусть бесстрашно движет (его) разумный в пределах полутора часов12,
побуждая Кольцевитую втягиваться в сушу мну.
14. Пусть вход этой сушумны пройдет Кольцевитая под воздействием проходящей по сушу мне праны.
15. Пусть вызывает (это) дрожь13 в животе, но воздух, поднимающий грудь,
следует запереть в горле14 движением сарасвати.
16. (Затем) следует удалить воздух правым током15, но (также) движением сарасвати
заперев в горле поднимающий грудь воздух.
17. От этого придет в движение вечный первоначальный звук16сарасвати, движением которого йогин освобождается от
скопища болезней:
18. водянки, желчности17 и прочих, что в животе пребывают, подъемом Силы все они уничтожаются, несомненно.
19. Затем скажу кратко об удержании праны: прана и воздух, проникающие тело, воистину, останавливаются кумбхакой.
20. Говорят, что она двух видов: Составная и Особая18; пока не достигнута Особая, надо упражняться в Составной
21. из четырех: Пробивающей Солнце, Победоносной, Холодящей и Мехов19, различных, подобно кубкам, которые, будучи
соединены, (являются) кумбхакой20.9"
22. В чистом безлюдном месте, со стороною размером в дхану21, нежарком, лишенном камней, огня, воды22,
23. на чистом, удобном, не слишком высоком иль низком сидении удерживающий Лотосное сидение пусть приводит
сарасвати в движение,
24. тихо втягивая наружный воздух через правый проток23, следует его заполнить воздухом, насколько возможно, затем удалить через иду.
25. Или же для очищения черепа следует тихо удалять воздух. (Этим) уничтожается ватш-расстройство24 и расстройство от червей25.
26. (Этот прием), совершаемый снова и снова, Солнечным прободением26 зовется. Закрыв рот, следует тихо втягивать воздух обеими ноздрями,
27. пока не пройдет (он) с шумом от горла до сердца; как в предыдущем (упражнении) следует запереть
прану, затем удалить (ее) через иду.
28. (Этим) устраняется жар в верхней части головы и слизь27 в шее, удаляются все болезни, увеличивается огонь,
питающий тело28,
29. устраняется переполнение протоков водой, уничтожается происшедшее расстройство
дхату™ — (все это) производится кумбхакой, именуемой Победоносной30, (которую можно) выполнять как стоя, так и сидя.
30. Как в предыдущем (упражнении) втягивая воздух, но с языком (свернутым трубочкой), затем тихо следует удалить воздух через ноздри разумному.
31. Скопище расстройств, начиная от (расстройств) селезенки, происходящих (от избытка) желчи31, жар, жажда,
яды уничтожаются (этой) задержкой, именуемой Холодящей32.

Сайт создан в системе uCoz