Упанишады йоги и тантры


Девять (первых) отвергнув, десятый же пусть изучает.
При первом — тинь-тинь — (звучит) туловище50, при втором — туловище мешает51, при третьем — усталость проходит, при четвертом — дрожит голова, при пятом — нёбо сочится52, при шестом — наслаждаются амритой, при седьмом — (появляется) познание тайного, при восьмом — возвышенная речь к тому же, при девятом — невидимое тело, также дивное
чистое око. При десятом — явится Высочайшее Благо,
Сам с Благом53 сольется. В Том (состоянии) ум растворяется в уме, сжигаются стремление-колебание, добродетель-грех, (является) Вечный Шива54, всеприсутствующий Силой55 и Самим (Атманом), самосветящийся, чистый
мудрец51
вечно невозмутимый57, спокойный. Это объяснение. Это Вед сообщение.
ОМ! Полное То... и т. д.
Так окончена Хамса упанишада Атхарваведы.


КШУРИКА УПАНИШАДА
Кшурика уп., по обычаю, получила свое название по первому слову этого текста. Слово кшурика чаще переводится как «нож», «кинжал», иногда — «бритва». Слово происходит от корня tea с производными от него значениями «рассекать», «убивать», «уничтожать», и главный йоговский инструмент при этом — дхарана — сравнивается с секирой, которой рассекаются препятствия к знанию Брахмана (Н. Субрахманьям). Наверное, немаловажную роль сыграла в выборе ключевого слова упа-нишады созвучие dhara — «лезвие» и dharana, которое часто обыгрывается в авторитетных индийских писаниях, например:
Так трудно неподготовленному в дхаране удержаться, что кажется: легче стоять на отточенном лезвии меча.
(Мокшадхарма 302.54, пер. Б. Смирнова)
Эта мысль, по-видимому, оказала влияние на выбор И.А. Ефремовым названия романа «Лезвие бритвы». И когда мы говорим «острое внимание», «острая мысль» или «острый ум», мы используем оставшееся в русском языке представление о них как о неком колющем или режущем орудии.
Б.Л. Смирнов относит Кшурику к поздним йогов-ским упанишадам. Однако, как мы не раз повторяли, в индоарийской культуре поздно записанное — не обязательно поздно созданное. Идеи той или иной упаниша-ды могли бытовать, применяться или передаваться в устной форме внутри тех или иных школ йоги достаточно долгое время. И всякая упанишада, даже сектантская, указывает на свою принадлежность к Ведам, хотя не обязательно в самом тексте (как, например, Йога тат-тва, Дхъянабинду и Йога кундалини у п.). В использовавшихся нами двух изданных текстах Кшурики уп, концовка указывает, что она принадлежит в Атхарваведе.1 И это показательно, ибо Атхарваведа была включена в канон позже других трех Вед из-за ее не совсем «брахманского» характера. Сложена упанишада обычным для эпоса размером (шлока), что, с одной стороны, уже не характерно для ранних упанишад, а с другой -может служить одним из показателей ее принадлежности к неортодоксальной традиции. Но так как Кшурика входит во все три самых известных сборника упанишад: Нарайаны, Дара Шукуха и собрание из 108 упанишад — Муктику, - следовательно, она была достаточно известна и распространена.
Из восьми ступеней Йога даршаны Патанджали упанишада упоминает асану, пранайаму, дхарану и дхъяну. Намек на пратьяхару без термина можно усмотреть в ст. 3, а самадхи, также не названная в тексте, возможно, осуществляется «знающим йогу» в виде обладания «бессмертным существом» (amrtatattva). Поэтому мы можем предположить, что упанишада принадлежит к традиции шестичастной йоги с некоторыми особенностями.
Одна из таких особенностей Кшурики — то, что в ней заметны следы влияния буддизма. Это и наличие слова «нирвана», не столь часто встречающегося в упа-нишадах, причисляющих себя к ведийской традиции (ст. 23), и избавление от желаний как необходимое условие достижения бессмертия (ст. 25), и отсутствие упоминания избранного Бога (Вишну или Шивы), соединение с которым является конечной целью большинства таких текстов. И еще: существование созерцательной техники, похожей на предлагаемую этой упанишадой, обнаруживается в тибетском ламаизме, где созерцатель представляет, что его плоть, начиная с большого пальца ноги, сгнивает и отпадает.

Сайт создан в системе uCoz