Упанишады йоги и тантры


АЮРВЕДА букв, «знание жизненности». Древняя система медицины, наиболее известные трактаты которой — врачей Чараки и Сушруты — относятся ко времени между IV в. до н.э. и II в. н.э. Основные школы аюрведы используют в целении теорию уравновешивания трех дош (основных обменных расстройств, см.) и семи дхату (см.).
БАНДХА (bandha. м.): «связка», «узел», «замок», мысленномышечное замыкание пран в теле йогина, узловой прием, как бы связывающий человеческое тело со вселенской энергией. Используется для облегчения удержания дыхания и нужного направления пран. См. также мула бандха, джаландхара бандха и уддияна бандха.
БИДЖА (bija, ср.): «семя», слогсимвол какоголибо бога, природного элемента и пр.
БИНДУ (bindu, м.): 1) «капля» (часто амриты), в тантре также сперма; 2) «точка», указывающая в письме деванагари на резонанс , продлевающий слог ОМ; 3) точка в задней части головы, местопребывание всего творения.
БЛАГО см. БРАХМАН.
БЛАЖЕНСТВО см. ОТРАДА и АНАНДА.
БОГИНЯ (devi): божественная Сила, проявление Шакти, почитаемая как супруга Бога. Так, в индуизме Вишну сопровождает Л акшми, Шиву — Парвати, Раму — Сита и пр. В Йога кундалини Богиня обычно отождествляется с Парвати.
БРАХМАН (brahman): этимологически означает «расширяющийся», «простирающийся». 1) Ср. р.: Благо, абсолютное, неизменное, вечное, единосущее; 2) м. р.: Благой, имя собственное, БогТворец всего сущего. Его отождествляют с Бытием (sat), первым элементом брахманической триады
БРАХМАН: представитель высшей и самой почитаемой варны в общественнорелигиозном устройстве ведизма и классического индуизма, чаще всего, но не обязательно, священник, жрец.
БРАХМАНИЗМ: название, данное европейскими учеными совокупности религиозных, социальных, философских доктрин и общественного устройства традиционной древней и средневековой Индии, характеризующейся духовной властью брахманов. Из брахманизма развился современный индуизм.
БРАХМА НАДИ (brahma nadl, ж.): самый тонкий пранический ток внутри сушумны.
БРАХМА ГРАНТХИ (brahma ganthi, см. также ГРАНТХИ): «узел» сознания, связанный с творением, расположенный в муладхара чакре и обозначающий материальную и чувственную привязанность к проявленному миру.
БУДДХИ (buddhi. ж.): «разум», «воля», «наитие», одновременно космический и индивидуальный орган духовного прозрения.
БХАГАВАДГИТA (bhagavad glta, ж.): «Божественная Песнь» из шестой книги Махабхараты. Один из самых чтимых священных текстов индуизма, один из трех главных источников Веданты.
БХАКТИ (bhakti, ж.): «доля», «участь», «участие». Слово, используемое для обозначения преданного обожания божества верующим. Один из путей достижения совершенства, позволяющего разделить верующему со своим обожаемым Господом или Богиней радость вечной жизни.
БХУТА м. или ср.): «сущности», «стихии», «первоэлементы» (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир) и «действующая сила» в мире и человеке (иногда низшие сверхъестественные существа).
БЫТИЕ см. CAT.
В
ВАДЖРА (vajra, м.): «молния», «алмаз»; созданное из костей мудреца Дадхичи божественное орудие Индры, которым тот сокрушил змея Вритру.
ВАЙРАГЬЯ бесстрастие, непривязанность,одно из важнейших достижений и качеств йогина.
ВАРНА «цвет», «окраска». Одно из трех (позже — четырех) сословий ведийского общества.
ВАСАНА побуждение, устремление, желание, скрывающееся за каждой мыслью.
ВЕДАНТА «конец Вед», одна из шести главных даршан (см.), направленная, по собственному определению, на познание Брахмана. Основывается на трех источниках: упанишадах, Бхагавадгите и Брахма сутрах.
ВЕДЫ (veda, ср.): «ведение», «знание» — свод писаний из четырех Вед, почитаемых в брахманизме и индуизме не просто как боговдохновенные, но даже как само «дыхание Бога». В их составе — гимны богам (самхиты), обрядовые формулы, магические заклинания и заговоры, описание и объяснение обрядов, религиознофилософские рассуждения и пр. Йога часто занимает достаточно отстраненную и критическую позицию по отношению к ведийской обрядности.
ВИБХУТИ «проявление сил», могущество», психические необычные силы.

Сайт создан в системе uCoz