Упанишады йоги и тантры


ОСВОБОЖДЕНИЕ см. МОКША.
ОСНОВНОЙ или КОРНЕВОЙ ОГОНЬ: расположенный в муладхаре (или в ее отверстии), этот жизненный Огонь разжигается дыханием, когда йогин доведет его туда. Тогда он способствует пробуждению кундалини.
ОТРАДА см. АНАНДА.
П
ПАДМАСАНА «Лотосное (padma)сидение туловище прямое, ноги скрещены, ступни помещаются подошвами вверх на бедрах около паха.
ПАРВАТИ «Горянка», одно из имен Богини, олицетворения Шакти, супруги Шивы.
ПАТАНДЖАЛИ полулегендарный философ и грамматик; считается автором «тезисов» йоги (.Йога сутра).
ПИНГАЛА один из трех главных — правый — ток (нади) тонкого тела, управляющий пранашакти. Связан с практическими сознанием и опытом. Представляется красным или желтым цветом. Слог «<йв» хатха йоги, означающий Солнце или Солнечную силу; уподобляется также реке Ямуне (притоку Ганга). Слово употребляется как синоним правой ноздри.
ПИСАНИЕ см. ВЕДА и НАГАРИ.
ПОЗА см. АСАНА.
ПРАКРИТИ проявленная и непроявленная природа; космическая энергия.
ПРАНА всеприсущая, в том числе и в теле, энергия, дыхание, жизнь. Также одна из пяти главных пран (дыханий) в теле.
ПРАНАВА священное Слово ОМ, по Йога сутре Патанджали обозначающее и выражающее Ишвару.
ПРАНАЙАМА «управление дыханием» (где «дыхание» понимается, скорее, как «жизненная сила»). Практика, имеющая целью управление дыхательным движением, чтобы сделать его ритмичным, а затем до предела замедлить («удержанием дыхания», кумбхака). Четвертая ступень йоги, следующая за освоением особых поз, пранайама считается совершенно необходимой в духовном развитии (особенно в учениях тантры о дыханиях).
ПРАТЬЯХАРА отстранение чувств от влечения к внешнему, сокращение в сознании области ощущений и действий. Сравнивая йогина с черепахой, втягивающей голову и лапы внутрь своего панциря, тексты учат, что нужно отделиться от внешнего мира для сосредоточения своей мысли (дхарана) и созерцания (дхъяна).
ПТИЦА см. ХАМСА.
ПУРАКА «наполнение» (подразумевается: легких), вдох, первая стадия пранайамы.
ПУРУША букв, «муж», «человек» (с оттенком: первосущий); «дух» (другое имя Атмана и Брахмана), сознательный принцип бытия в санкхье.
РАДЖА ЙОГА (raja yoga, м.): «царская» йога, то есть высшая, превосходная, полная и пр. В йоговских упанишадах фактически речь идет о синтезе на основе хатха йоги, к которой присоединяются молитвенные упражнения (джа па), либо познавательный труд (джняна), либо (чаще всего) приемы, унаследованные от тантры (растворение мысли, мано лайя; пробуждение кундалини и пр.).
РАЗУМ см. ЧИТ.
РЕЧАКА (recaka, м.): «удаление» (подразумевается: воздуха, который вдохнули и удержали), третий и последний момент пранайамы.
РУДРА (rudra, м.): Бог ведийского пантеона, позднее слившийся с Шивой.
РУДРА ГРАНТХИ, см. также ГРАНТХИ: «узел Шивы» в аджня чакре, обозначающий привязанность к необычным силам и восторгам высших состояний сознания.
САДХУ (sadhu, м.): подвижник, святой или посвятивший себя осуществлению истины (sat) человек.
САМ: почти буквальный перевод термина atman.
САМАДХИ (samadhi, м.): «свершение», «завершение», «совершенство», «самость». Конечное сверхсознательное состояние достижения и постижения самого себя; единство объекта и созерцающего; восьмая, заключительная, ступень йоги Патанджали. Достигается очищением и упорядочением умственной деятельности, достижением умиротворенности и сосредоточением, в котором совершенная самопогруженность легко переходит в духовную обособленность (kaivalya) от проявленного и изменчивого мира. Поэтому самадхи противоположно экстазу, так как в этом состоянии не выходят из себя, но входят, достигая самости, самостоятельности.
САНКХЬЯ «счет», «расчет», «разбивка», одно из древнейших философских учений Индии, тесно связанная с классической йогой. Санкхья рассматривает Действительность как отношение между безначальными Духом (Пуруша) и Природой (Пракрити) и стремится анализировать действительность так, чтобы «давать отчет» или «отсчитывать» в прямом смысле слова явления Природы, чтобы в заключение «рассчитаться» с Нею, отделив от Нее Дух.

Сайт создан в системе uCoz