Упанишады йоги и тантры

е. налагает пределы на Беспредельное.
16. Озаренные — sura — «бог». Более позднее произ водное от asura, в послеведийское время ставшее обозна чением демона.
17. ...ясная... объяснима... — здесь с помощью игры слов выделяется идея, что только Сам (Атман) может знать и охватить самого себя: ни боги (как бы высоки они ни были по положению), ни еще более высокие Писания — все же не Атман.
18. Утверждение, что джива может быть заключена в мире явлений, как птица в клетке, как бы противоречащее идее тождества ее с Брахманом, вызывает здесь вопрос во ображаемого собеседника (или ученика), на которое сле дует объяснение.
19. ...взволновалось, как вода... — сравнение первона чального непроявленного и невозмутимого сознания со спокойным прозрачным Океаном довольно часто встреча ется в брахманических и буддистских текстах. Ветер не ведения или кармы покрывает ее поверхность рябью, вол нением, которое не дает видеть глубину. В самом начале развертывания Вселенной Нараяна (Мировая Душа) пла вает в водах, как золотое яйцо.
20. Самоопределение — то же, что и буквально «создающее Я».
21. Пять великих элементов — Зем ля, Вода, Огонь, Воздух, Пространство.
22. ...из сгустка... — Нечто шарообразное, так же пища, еда. Ж. Варенн переводит «из яйца».
23. ...из свойств... —
24.Составляющие — dhatu. Согласно разным шко лам философии и аюрведы, существует три или семь дха- ту тела: 1) желчь, слизь, ветер; 2) жизненный сок, кровь, мясо (мышцы), жир, кости, костный мозг, сперма.
25. Представление —
26. Высочайший Самый — . Здесь мы на ходим положение, являющееся одной из основ Веданты: отдельная душа — это Вселенская душа, ограниченная ус ловиями
27.Слово bhaya, «страх», в ст. 12-13 повторяется дважды.
28. Обособленное — kaivalya.
29. Знание — здесь: понимание цели упражнения и своей истинной природы. Эти шлоки говорят о том, что без согласованности упражнений и понимания их смысла, т. е. единства средств и цели, никакая йога невозможна. Ж. Ва-
ренн предполагает, что в данном месте под словом «знание» понимается «наука».
30. Повторяет -
31. Чающий Избавления — производное от
32. Ж. Варенн усматривает здесь возможную скрытую нападку на положения буддизма, для которого источник страдания — в желании (вожделении, жажде), а не в не знании (неведении).
33. Своей природы -
34. Достижение — Более распространенная формула — единство знания, познаваемого и познающего.
35. Суть-Смысл-Блаженство —
36. По-видимому, эта шлока описывает четыре стадии (или состояния) обретения истинного знания соответствен но четырем стадиям пранаямы:
1) — начальное состояние;
2) (горшок) — состояние взаимодействия ограниченного личного «я» с Высшим Самым (определение несет идею подготовки некого вместилища для восприятия Высшей Истины);
3) paricaya— обретение знания;
4) — осуществление конечной цели.
37. Здесь говорится о приеме джапа, повторении мант ры с помощью четок или без них.
38. ... «малость» и прочие (силы)... — необычные силы (сиддхи или вибхути).
39. Растворение сознания — citta laya.
40. Обзор восьмиступенчатой йоги Патанджали см. во вступительной статье.
41. Пранасамъяма — Весьма интерес ная замена более привычного определения пранайама. S ату am а имеет значения: «сдерживание», «удержание», «смирение».
42. Увлекающий — hari. Одно из имен Вишну.
43. ...ровности состояние... - Это до полняющее разъяснение позволяет уточнить содержание определения самадхи в традиции, выраженной упаниша- дой. Samataзначит также «сходство», «безразличие», «рав нодушие» .
44. Махаведха — Есть некоторые отличия в описании этой мудры разными источниками. Шива и Гхеранда самхиты описывают ее как продолжение маха- бандхи. В позе махабандхи следует соединить прану с
апаной и, наполнив тело воздухом, направить его вниз, пронзая брахма грантхи, препятствующий прохождению кун-далини по сушумне.
45. Названные в ст. 25—27 мудры и бандхи описыва ются ниже.
46. Легкая пища — Вновь синоним более употребительного
47.Обуздание — уата.

Сайт создан в системе uCoz