Упанишады йоги и тантры

будто внутри горшка светящий (огонь),
не колеблемый ветром. С запертыми девятью дверями, (йогин) в безлюдье, в безопасности,141 неколебимый, уверенный142,
ибо Самого величиной143 одарен благодаря йоге сказано в упанишаде.
ОМ! Да защитит нас обоих!
Да наставит нас обоих!
Да исполнимся силы!
Да не будет ограничения той энергичности!
Да не будем враждебны!
Ом! Покой! Покой! Покой!
Так окончена Йога таттва упанишада.
ХАМСА УПАНИШАДА
Хамса у п. относит себя к традиции Атхарваведы, что, как мы отмечали относительно других «йоговских» упа-нишад, часто является одним из признаков принадлежности текста к неортодоксальным учениям йоги. Содержание ее указывает, что она принадлежит к шиваистской ветви индуизма, что подтверждается тем, что Шива является йогину в заключение упражнений, что излагает ее Санаткумара (эпитет, который прилагается к Сканде, одному из сыновей Шивы), которому, в свою очередь, учение поведала супруга Шивы, Парвати (ст. 2-3). Эта явно тантрииская черта упанишады подтверждается еще и тем, что некоторые ее отрывки имеют даже текстуальную близость с частями других тантра-йоговских упа-нишад (в частности, Дхъянабинду), что может говорить или об общем источнике, или же о цитировании, причем в последнем случае, видимо, первоисточником является Хамса уп.
Н. Субрахманьям считает, что упанишада рассматривает тайную природу хамса видья, ведущую к брахма видья, т. е. знание души-Лебедя приводит к знанию Брахмана и, значит, к отождествлению с Брахманом и освобождению от уз существования в преходящем мире явлений. Для достижения этого состояния упанишада предлагает ряд условий и последовательных созерцательных приемов.
Прежде чем приступить к собственно упражнениям йоги, она обязует начинающего открыть «во всех Ведах» учение Шивы и сделать его целью достижения.
Следующий этап — осознание своего тонкого тела и превращение своей души-Лебедя в Высочайшего Лебедя (Парамахамса). Здесь мы воспользуемся изложением этого процесса Н. Субрахманьямом, так как, судя по всему, он пользуется каким-то традиционным объяснением, ибо некоторые детали процесса не всегда очевидны из текста.
1) Прижать анус левой пяткой, через ноздри и рот наполнить тело жизненным дыханием (праной) и затем совершить кумбхаку и сжать крепко анус.
2) Заставить жизненное дыхание двигаться вверх от муладхары, осуществить соединение праны и апаны в треугольнике муладхары, пробудить кундалини. Заста вить открыться узел Брахмана (brahmagranthi), обра зующий дверь сушумны нади, войти в муладхару, раз мышляя о Вирадж или его Четвертом состоянии (turiya).
3) Затем трижды обойти кругом шестилепестковую свадхиштхану, достигнуть сплетения манипурака из 10 лепестков и узла Вишну в его основании; размышлять о сутратмане или турииа в анахате чакре и затем дос тичь нирвикальпа самадхи (?).
4) Затем пройти выше анахаты и достигнуть спле тения вишуддха, в нижней части которого два комка пло ти, похожие на свисающий пенис (другое объяснение гласит «которые свисают подобно вымени или груди»), называемые индра йони; оставив два боковых пути, вой ти в вишуддху посередине, удерживая здесь жизненные дуновения под контролем вишуддхи.
5) Затем прорваться через двухлепестковое сплете ние аджня и размышлять о биджатмане или его ту рииа в середине, достигнуть здесь нирвикалъпа самадхи, затем пить нектар, произведенный слиянием луны, солн ца и огня.
6) Йогин с телом, не подверженным старости и смерти, тогда входит в отверстие Брахмана и тысячелепестко- вый лотос (.сахасрара), размышляя о турииа в течении трех временных отрезков (матра): «Я — Турийа-Ту- рийа». Так йогин становится Парамахамсой, излучаю щим безграничный* блеск и благодать.1
Во второй части излагается выполнение Хамса мантра джапы. Сначала ее разделяют на части согласно правилам рассмотрения ведийского гимна, а затем эти части обрядами анганъяса-каранъяса соотносятся с определенными частями человеческого тела. Сущность ньясы — представление о пребывании некоторых божественных существ в определенных местах или членах (anga) тела или отождествление (bhavana) их с этими местами.

Сайт создан в системе uCoz