Упанишады йоги и тантры
Состоит в уподоблении и отождествлении каких-либо мест тела с определенной священной формулой.
29. Рук касание — Определенные движе ния пальцами рук с той же целью.
30. ...восьмилепестковом (лотосе)... — более распро странена традиция, приписывающая лотосу сердца 12 ле пестков, но эта упанишада, вероятно, пользуется другим, общим с Дхьянабинду у п., источником.
31. Точка — bindu. Знак носового резонанса, который ставится над словом ОМ.
32....главное око... — надо полагать, что этот чудес ный Лебедь имеет три глаза.
33. Рудра и Рудрани — ведийский бог Рулра вопло щает бурное, разрушительное начало. В позднейшем инду изме он слился с Шивой и богам были «даны» супруги.
34. ...руки по бокам... — в индуистской иконографии, например, божественная птица Тару да изображается в по лучеловеческом образе и имеет не только крылья, но и руки.
35. ...обитель и обучение... — т. е. представление об раза Лебедя в сердце как бы заменяет долгий процесс обу чения священному знанию в обители у учителя.
36. Оборот —
37. Здесь есть возможность сравнения с описанием, данным в Дхьянабинду уп.: ненумерованная вставка меж ду ст. 93 и 94 (см. ниже).
38. Стремление — тай — «помысел», «мысль», «цель».
39. Каждая из восьми сторон света (четырех главных и четырех промежуточных) в индуистском мировоззрении находилась под покровительством определенного бога (lokapala), поэтому часто направления назывались их име нами. Списки локапалов иногда разнятся между собой. В данной упанишаде сторона Агни, бога огня, — юго-восток; Ямы, бога смерти и справедливости, — юг; Ниррити, боги ни разрушения, — юго-запад; Вайави, жены бога ветра Ваю, — северо-запад; Сомы, бога священного напитка и вдохнове ния, — север, а Ишаны («владычество», «господство») — се веро-восток. Восточная сторона была направлением Индры.
40. Бесстрастие — одна из величайших доб родетелей индуизма.
41. Четвертое (состояние) — согласно Мандукъеуп., существуют четыре состояния сознания: бодрствование
, сновидение, греза (svapna), глубокий сон без сновидений, забытье
— причем каждое последующее выше предыдущего — и, наконец, Четвертое (turlya) состояние, «не имеющее частей, неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное» (Мая-дукья уп. 7). Однако в «сектантских» упанишадах иногда говорится даже о преодолении Четвертого состояния.
42. ...в Звуке... — см. прим. 22.
43. Неповторяемая — ajapa. Мантра
44. Умозаключение - — также «вывод».
45. ...появляется Звук... — Н. Субрахманьям вводит уточнение «в правом ухе». В Индии считался хорошей приметой звук, слышимый в правом ухе. С этим перекли кается русская примета: «Если у кого-то звенит в правом ухе, то о нем говорят друзья, если в левом — враги».
46. ...хлопка... — Ж. Варенн переводит «цимбалы».
47. Мриданг — небольшой двусторонний барабан.
48. Большой боевой барабан — bheri. Иногда в рост че ловека. Западные индологи переводят часто как «литавры».
49.Звук грома — букв, «звук тучи». Интересно срав нить этот список с описанием в Майтри уп. (6.22) звуков в пространстве сердца: реки, колокольчика, бронзового со суда, колеса, кваканья лягушки, дождя и говорящего в ук рытом месте.
50. Туловище —
51. ...туловище мешает... — может зна чить одновременно «мешающее» и «разрушающее». По контексту предпочтительнее первое значение.
52. ...нёбо сочится... — по-видимому, имеется в виду выделение особой сладкой влаги (часто называемой амри- тои) во время сосредоточения.
53. Высочайшее Благо — paramam brahma. ...Сам с Благом сольется... —
54. Вечный Шива ~
55. ...Силой... ~ т. е.
56. Мудрец — buddhi, «пробужденный» или «просвет ленный» знанием всех ступеней йоги, Шива.
57'. Невозмутимый — также «незакрытый», «незапятнанный». Эпитет Шивы.
Кшурика упанишада
1. Н. Субрахманьям относит ее к Кришна Яджурведе, пользуясь, видимо, другой редакцией или устной традицией.
2. Удержание (внимания) — от
— «дер жать». По-видимому, в йоге, которую описывает данная упанишада, дхарана — не шестая ступень, как в йога дар- шане Патанджали, а третья (без йамы и нийамы), как в некоторых других упанишадах — Майтри, Дхъянабинду и т.
Сайт создан в системе
uCoz