Упанишады йоги и тантры
Группу бинду упанишад, относящихся к Атхарваведе, объединяет еще и то, что они указывают некий точечный объект созерцания. Теджабинду предлагает йогину созерцать Атмана как сияющую (или лучащуюся) точку в сердце и указывает ступени подхода к этому высшему созерцанию. Это три вида посвящения (diksa) и виды созерцания: грубое, т. е. на материальных объектах, тонкое — на мысленных образах и, наконец, высшее (шл. 1). Но основной упор упанишада делает не на приемах достижения, а на самом описании достигаемого состояния, как в виде положительных характеристик, так и посредством отрицаний, т. е. указанием на то, чем оно не является. Дасгупта называет Теджабинду «ведантистской упанишадой ультрамонистического типа», в которой йога — путь осуществления Брахмана как единого и чистого сознания (т. 2, с. 454).
Как и в случае некоторых других упанишад (например, Йога таттвы), существует две версии Теджабинду уп.: краткая, считающаяся неоспоримо «подлинной» , и пространная с более поздним механическим присоединением к философскому тексту изложения техники йоги. В этой версии йога излагается как осуществление 15 условий, среди которых — йама, нийама, тъяга, про-на-самьямана, пратьяхара, дхарана и пр. В версии, которую мы переводим, без подробностей упоминаются только некоторые из этих понятий. Но и относительно краткого текста упанишады существует устойчивая традиция комментирования, которая толкует его как йоговский. В любом случае заметна связь ведантистской упанишады с йогой, что послужило еще одной причиной включения упанишады в этот сборник.
При переводе использовались комментарии Свами Мадхавананды из Миссии Рамакришны.
СИЯЮЩАЯ ТОЧКА1
ОМ! Да защитит нас обоих!., и т. д.
1. Сверкающая точка, в сердце находящаяся, высшее созерцание, все превосходящее, которое (достигается посвящениями) — от людей, от Силы, от Шивы2, грубым, тонким и высшим (созерцанием).
2. Это созерцание даже мудрому и разумному труднодостижимо и трудновыполнимо, труднопонимаемо и труд неудержимо, трудновоспринимаемо и труднопреодолеваемо.
3. Одолевший (жадность) к пище, гнев, чувственность и привязанность, недвойственный, без чувства «я»3, без надежды и без владения4.
4. Сделав недостижимое достижимым, (лишь) почитание гуру целью мысли (имея), находят три подхода5
(и) три пристанища6 Лебедя7, утверждают.
5. (Это) высшее тайное состояние, непроявленное безопорное Благо в форме пространства8, мельчайшее, тонкое, высшее местопребывание9 Вишну.
6. (Явленное) Триоким10, Трехгунным, из трех составляющих11, лишенное форм состояние, неизменное, недвижимое, безусловное12, безопорное.
7. Состояние, неподвластное ограничениям, сферу речи и ума превосходящее, схватываемое осуществлением своей сущности13, оставлением царства множества и единства.
8. Блаженство, счастье превосходящее, трудновыразимое, нерожденное, непреходящее, от мыслеверти14 свободное, постоянное, твердое, неколебимое.
9. То — Благо15, То — Наисамое16,
То — завершение, То — высшая цель, мысль немыслимая17, пространство прочное — То — Сам Высочайший.
10. Не пусто (Оно, но) пустым представляется, и пустоту превосходит18, надежное,
не мыслящий, не мысль, не мыслимое, но то, что лишь следует мыслить.
11. То — Все, высочайшая пустота, из высочайшего высшее, (состояние), нет (коего) выше, несознаваемая, непонимаемая Истина, неведомая ни мудрецам, приобщенным к сути19, ни также богам.
12. Неведомо (испытывающим) жадность, страх, заблуждение, спесь, похоть, гнев, скверну20, жар и холод, жажду и голод, решимость и нерешительность.
13. Брахманской родовой спесью, множеством книг об Избавлении21, страхом, радостью и страданием, честью
и бесчестьем не затронутое — То Высшее Благо, не затронутое — То Высшее Благо.
ОМ! Да защитит... и т. д.
АМРИТАНАДА УПАНИШАДА
Вместе с Амритабинду эта упанишада как бы образует взаимодополняющую пару. Но если первая более «отвлеченна», то в Амританаде уп. гораздо больше технических определений и сжатых (иногда до намеков) описаний прикладных приемов.
Сайт создан в системе
uCoz