Упанишады йоги и тантры


21. Часто выражаемое парадоксом определение высо чайшей пользы из отрицательных характеристик, обычное для ведантистских произведений. О Брахмане можно ска зать только,что он «не то, не то» (nei, neti).
22. Сам — Сущность человека, проявляется множеством состояний, явлений, предметов, но не затраги вается ими, оставаясь единым. Атман неизменен и тожде ственен самому себе в трех состояниях сознания.
23. Бдение, сны, забытье — три состояния сознания, где забытье или глубокий сон без сновидений — состояние высшее по отношению к снам, которые, в свою очередь, выше, чем бодрствование. Но все их превосходит Четвертое (turiya), свободное от всяких ощущений, образов и привя занностей.
24. ...как в воде месяц... — высшая истина лишь отра жается в мире явлений, как одна луна — во множестве водоемов и сосудов. Но эти отражения не есть она сама.
25. ...живущий... — джива непреходяща, а не просто бессмертна, так как перевоплощается в ряд тел до соедине ния навеки со Всеобщей Жизнью, Брахманом. Джива об разует формы и покрывается своими ограничениями
как небо облаками.
26. То — tat, здесь обозначение дживы.
27. Марево - божественная сила иллюзии, ма гии. Мир обликов и слов, скрывающий Действительное, Брахмана.
28. ...в лотосе... — есть два значения санскритского
допускающего два понимания или соединяющего их: а) лотос (вероятно, имеется в виду местопребывание манаса в сердце); б) барабан (здесь идея, что неслышимый звук покоится в барабане и извлекается ударом, как и выраженное в словах извлекается из безмолвия).
29. Непреходящее - слог ОМ, знак и звуковое выражение Высшей Истины, Блага и даже само Благо.
30. Два ведения - «мирское» знание, крага vidya — Самоосуществление.
31. Проникший —
32. Одна из основ индуистской культуры — почитание божественного слова, явленного Ведами. Не останавлива ясь на том, что Благо — это слово, создатели упанишады утверждают, что в действительности Благо — не слово как таковое, а суть слова, известная по другим источникам как nada — гудение, гул, звон, слышимый в состоянии вдохно вения.
33. Образ извлечения содержащейся в существах Выс шей Сущности, чья природа — познание, что выражено одним из «великих изречений» brahma. (См. также предисловие к Махавакъя г/и.)
34. ...воспламенится высшим... — другой образ Брах мана, незримо присутствующего в каждой вещи, как огонь в дереве. В ведийской обрядности жертвенный огонь до бывается трением двух кусков дерева

35. Здесь производными от основы «кров» сделана попытка передать «объемный» смысл и звукопись шлоки, обыгрывающей разные значения санскритского vasu....сокровище дивное... — vasudeva. Как правило,концовка упанишад отмечается повторением последних слов. Здесь — слова Васудевы (патронимическое имя Кришны), с которым в итоге отождествляется йогин.
Теджабинду упанишада
1. Сияющая точка — Атман, пребывающий в сердце, Свет света, освещающий всю Вселенную и рассеивающий мрак ума, называется точкой, чтобы показать его исключи тельную неуловимую тонкость.
2. ...от людей, от Силы, от Шивы... — перечислены три способа посвящения, упоминаемые в Писаниях: от людей (anava) — обычное, когда гуру дает ученику мантру и наставляет в ее применении; от Силы
— позволя ющее собственными силами достичь духовного сознания без внешних форм почитания; от Шивы
- да рованное милостью Высочайшего Учителя.
3. Без чувства «я» -
4. Без надежды и без владения — (ср. БХГ 6.9). Т. е. без планов на будущее и без собственности.
5. Три подхода - Традиция объясняет, что это отрешенность (vairagya), усердие
и почи тание гуру (gurubhakti).
6. Три пристанища — состояние бодрствования, сна со снами, сна без снов.
7. Лебедь — обычный образ дживы.
8. ...безопорное Благо в форме пространства... — выраженная парадоксом мысль, что Брахман не имеет качеств, как пространство — формы.
9. Местопребывание — pada, также «отпечаток сто пы». В индуизме почитается след Вишну.
10. Триокий — tryambakam. Одно из имен Шивы. Воз можно также значение «имеющий трех матерей».

Сайт создан в системе uCoz