Упанишады йоги и тантры
После этого дхъяна становится почти непроизвольным направлением ума на избранный предмет. Совершенное созерцание не нуждается в «опоре» и ведет к са мадхи.
Ж ЖИВАЯ ДУША, ЖИВОЕ СУЩЕСТВО см. ДЖИВА.
3 ЗВУК см. НАДА и ШАБДА.
И
ИДА левый ток (nadi) в тонком теле, управляющий мысленной энергией, лунная сила читта шакти. Соответствует и связывается со слогом haв слове hatha, луной, а также с Гангой и левой ноздрей. Обычно считается бледножелтого цвета.
ИЗБАВЛЕНИЕ (подразумевается: от цикла рождений): санскритские mukti(ж.) и (м.) — слова, обозначающие высшую цель всех ортодоксальных даршан индуизма: достижение несвязанности Атмана с царством иллюзии (тауа), миром.
ИЛЛЮЗИЯ см. МАЙЯ.
ИНДРА (ihdra, м.): боггромовержец, царь богов в ригведийском пантеоне.
ИШВАРА «Владыка», Высший Бог, в виш
нуистской ветви индуизма — Вишну, в шиваистской Шива. В ведантистской традиции Ишвара — это проявленный аспект Брахмана.
И
ЙАМА (уата, м.): «сдержанность», «ограничение», «обуздание» и т. п. Первая ступень или член классической восьмичленной йоги. Йога сутра называет «великим обетом» пять заповедей, имеющих не столько запретитель
ный, сколько нежелательный и положительный характер: доброта (невреждение), правдивость, нестяжание, бескорыстие и целомудрие.
ЙАТИ (yati, м.): отшельник (особенно в Южной Индии).
ЙОГА (yoga, м.): 1) упряжь, ярмо; 2) система мышления и упражнения, имеющая целью «запрячь» (упражнять, обуздать) различные составные части личности и ведущая к единению личностного и вселенского сознания; 3) теория и практика йоги (йога даршана), описанная Патанджали и последующими толкователями.
ЙОГА СУТРА ср. мн. ч.): «тезисы» йоги, короткие фразы мнемотехнического характера, связанные одна с другой по принципу непрерывной «нити» (sutra), коими изложена классическая йога. Йога сутра — первый из известных текстов йоги. Датируется приблизительно II в. до н.э., но включает гораздо более древний материал.
ЙОГИН (yogin, м.): приобщенный к йоге; занимающийся йогой; осуществивший йогу.
ЙОДЖАНА (yojana, ср.): мера длины около 16 км.
К
КАЙВАЛЬЯ (kaivalya, ср.): «особое» состояние, считающееся высшей целью йоги, когда душа освобождена от всякой мирской привязанности. Отделенная от проявленной и изменчивой вселенной, она чиста, умиротворена и наслаждается вечным блаженством.
КАРМА (karman, м.): «действие», «дело», «удел», «обязанность». Учение о причинноследственной связи: каждое совершенное действие оставляет следствие в виде заслуги или прегрешения. Совокупность или «сгущение» этих следствий приводит существо к перевоплощению, пока оно не достигнет Избавления.
КОРНЕВОЙ или КОРЕННОЙ ЦЕНТР см. МУЛАДХАРА.
КОША «кожух», «оболочка», «облачение».
Одно из пяти проявлений, областей или тел Атмана.
КРИШНА «Черный», имя воплощения, или нисхождения, Вишну. Изображается с кожей синего цвета. Является наставником героя Арджуны в дхарме и йоге.
КУМБХАКА (kumbhaka, м.): «кубок», «чаша», «кубышка»; слово, уподобляющее грудную клетку наполняемому воздухом сосуду и используемое, чтобы отметить вторую стадию пранайамы — «удержание дыхания» (первая — пурака, наполнение легких дыханием, третья — речака, удаление воздуха). Прием задержки дыхания считается трудным, даже подвижническим, но он, как ясно видно из упанишад йоги, составляет истинный смысл пранайамы, ибо тем самым воздух, удерживаемый в это время в теле, разжигает Коренной (или Основной) Огонь и им пробуждает кундалини. См. также ГХАТА.
КУНДАЛИНИ «свернутая» сила или энергия, которая у обычного человека пребывает в основании туловища, как свернувшаяся кольцами змея. Йогин направляет дыхание до Корневого Центра (муладхара), где его приток разжигает жизненный огонь и пробуждает кундалини, божественную энергию, являющуюся не чем иным как Богиней, суженой Шивы.
КХЕЧАРИ МУДРА «печать
Небесной странницы» (khecari); язык подворачивается назад (при необходимости надрезается уздечка), пока не проникает в глотку, где собирает выделяющуюся с задней стороны неба амриту. Тем самым йогин достигает бессмертия.
Сайт создан в системе
uCoz