Упанишады йоги и тантры

Ср. Законы Ману: «греш ник освобождается от греха признанием, раскаянием, та- пасом, чтением Вед...» (11.226). Ср. также: «Тот грех, ко торый по неведению совершает муж, уничтожается после того, как будет выслушано сказание, (именуемое) Маха- бхаратой» (Адипарва. — Л., 1950. — С. 162).
27. Лишающими (касты) грехами, согласно Законам Ману (11.54), считаются: убийство брахмана, пьянство, воровство, соблазнение жены своего наставника и общение с совершившими эти грехи.
28. Конечная цель (блаженство соединения с Госпо дом) здесь в духе бхакти считается выше, чем обычное в «поздних» упанишадах достижение Освобождения.
СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ПОНЯТИЙ И ИМЕН
А
АБХЬЯСА «повторение», «добавление»,
а в йоговских текстах — «упражнение», «прием», «прилежание» .
АГАМА «подход», «передача», «приобре
тение» (священного знания); священные тантрийские писания.
АДЖАПА (ajapa, м.): «неповторяемая» мантра, в отличие от)'ара — «повторяемой». Прием сосредоточения и созерцания, в котором согласованная с дыханием мантра как бы не повторяется, а непроизвольно воспроизводится дыханием. Самая известная ajapajapa — so'ham(To — я).
АДЖНЯ : центр (cakra), располагающийся в голове (выше нёба или, чаще, за межбровьем), «третий глаз». Считается волевым, руководящим центром, при достижении которого сознанием исчезает двойственность мира.
АКШАРА «неразрушимый», «неиссякаемый», «целый», также «слог» — обозначение слога ОМ.
АМАЛАТАКА или АМАЛАКА терпкий плод мираболана, с чувственным ощущением которого в руке сравнивается реальность познания какойлибо идеи.
АМРИТА 1) нектар, напиток бессмертия, некогда добытый богами и асурами при пахтании космического океана; 2) само бессмертие, вечная жизнь.
АНАНДА «отрада», «блаженство», третья часть триединства (см.), также отождествляемое в триединстве олицетворенных богов (trimurti) индуизма с Шивой.
АН АХАТА центр (cakra), расположенный в области сердца.
АНГА «член», «часть целого» и т. п. Йога
даршану Патанджали часто называют аштанга йогой, ибо она имеет восемь членов, или ступеней, по которым восходят для достижения высшей цели (состояния kayvalya). Эти восемь ступеней: 1) пять уата. 2) пять niyama;
hi. Часто их группируют парами, а три последних объединяют в самъяму.
АПАНА одна из пяти главных пран, пребывающая в нижней части живота, ответственная за выделение и воспроизводство.
АРАНЬЯКА 1) «удалившийся в лес»,
«лесной отшельник», исполняющий третью стадию жизни индус, постепенно отрекающийся от мирского и сосредотачивающийся на Истине; 2) религиознофилософские писания, примыкающие к брахманам, толкующие самхиты и описывающие правила обрядовых действий отшельников. Араньяк четыре: Брихадараньяка, Тайтирия, Айтарея и Каушитаки. Араньяки тесно связаны с упанишадами.
АРДЖУНА (arjuna. м.): «светлый», «ярый». Имя эпического героя, которого Кришна наставил в йоге.
АРИИ (агуа, м.): «верный», «благородный»; представитель пришедших в Индию индоевропейских народов; представитель одной из трех высших варн. Арьяварта — название легендарной прародины ариев или области распространения ведийской религии и соответственного дхарме поведения людей.
АСАНА «сидение» (в обоих значениях —как место и поза), «положение тела», принимаемое йогином для удержания дыхания и созерцания. Число асан бесчисленно, но чаще всего выполняются созерцательные позы, из которых наиболее известные — падмасана, Лотосное сидение, и сиддхасана, Совершенное сидение.
АТМАН «Сам». Вечная неизменная сущность, пребывающая за всеми изменениями смертных тел всякого существа (включая животных, духов, богов). Присутствуя в смертном теле (тогда он называется дживатман или, сокращенно, джива), он кажется подверженным радости и страданию, пока не достигнет освобождающего самопознания. Наконец, существует Высший Атман , который есть сам Господь. В результате упражнения йогин устраняет различие между дживатманом и параматманом.
АХАМКАРА или АХАМКРИТИ буквально «делающее (также слагающее) Я». Выделяющийся из всесущего Сознания принцип индивидуальности, «самотворение», «обособление», «Явость».

Сайт создан в системе uCoz