Упанишады йоги и тантры


31. ...прана, пранами обусловленная... — здесь, по- видимому, говорится о том, что Прана (Жизненное ды хание) состоит из дыхания в легких (прана), дыхания, идущего вверх (удана), дыхания, идущего вниз (апана), дыхания, распространяющегося по телу (вьяна), средин ного или уравновешивающего дыхания {самана). Дыха ние воспроизводится дыханием же: прана влечет апану, а апана — прану.
32. Букв.: «193 тысячи и один лакш» (или лакх). Лакх — 100 тысяч.
33. Источники — ргатапа — технический термин ин дийской философии, обозначающий источники познания, среди которых свидетельство авторитета (традиции, Писа ния) — одно из важнейших.
34. Индрагопа — насекомое из рода божьих коровок, из которого добывают красную карминовую краску.
35. Согласно «строению» тонкого тела, если прана на правляется к теменному отверстию в голове и уходит че рез него, человек больше не перевоплощается.
36. ...где бы ни умер... — по индуистскому поверью, смерть насильственная, не в святом месте (например, не в
водах Ганги в священном городе Варанаси) и пр. ведет к новым рождениям.
Махавакья упанишада
1. ОМ! Радость и т. д. — перед упанишадой традиционная (чтение покоя). См. прим. к Амритабин- ду уп.
2. Дивные —
3. ...Преодолевающий невредимым (звездное) коле со... — здесь описательно переданы два имени-эпитета Га- руды, царя птиц В мифе о похищении амриты Гаруда, уменьшившись, проскальзывает между ост рыми спицами вращающегося колеса, преграждающего до ступ к амрите. Б.Л. Смирнов переводит эпитет aristanemi как «тот, чья ось невредима».
4. Господин молитвы — Брихаспати.
5. Участливый Благой — brahma. Bhagavan от bhaga, «доля», «участь». Благой — brahma(м. р.), бог- творец, личный бог.
6. Истовый — (от sattva — сущность, естествен ность, истинность, высшая из трех гун (жил), из которых сплетен проявленный мир). Лишь тот человек, чье суще ство, в основном, состоит из саттвы, может достичь выс шего знания.
7. Знание и незнание -
8. Темень — tamas, низшая гуна природы.
9. ...желанием и делом... — Возможно, намек на гимн Творения (Ригведа 10.129.4): «Желанье затем пришло, которое было первым семенем разума».
10. Стрела — Ж. Варенн читает как ве роятно, пользуясь другим вариантом текста. Вообще, этот отрывок труден для понимания.
11. Благо — Брахман (ср. р.), Абсолют, неопредели мый и непреходящий.
12. Неповторяемая — ajapa. Техническое обозначение мантры Лебедя (или Гуся) — символа освобожден ной души. При повторении слово преобразуется в so'haai: «Он (имеется в виду Высший Бог) — я». Существуют различные приемы произнесения этой мантры в сочетании с пранайамой на вдохе и на выдохе и сосредоточением. Особенно широко используется в тантре.
13. Он — я — so'ham.
14. Вдохом-выдохом по направлению и против направ ления... - (двойственное число). Очевидно, описывается связанная с мантрой пранайама. Дыхание совершенствующегося приобретает обрядовый характер: вдох — so, выдох — ham.
15. Суть-Смысл-Отрада, Сам Высочайший —
16. Видимо, отрывок хочет сказать, что единство с Бла гом выше всех йогических достижений, даже самадхи, со стояния завершающего самопознания, пребывания в соб ственной сущности.
17. Достижения в йоге — yogasiddhi, сверхъестествен ные силы, обретаемые занятиями йогой.
18. Растворение ума — manolaya.
19. Сдержанный — dhira(от глагола dhl — держать), также «мудрый» и «стойкий».
20. Установитель — обычно отождествляется с Брахманом, богом-творцом.
21. Мощный — одно из имен Индры, царя богов в ведийском пантеоне.
22. Жертву жертве пожертвовали дивные... — здесь цитата из Ригведы (1.164.59, 10.90.16), подразумевающая идею, что Атман одновременно творец и творимое, деятель и объект действия.
23. Установления — dharma.
24. Достигшие — класс божественных существ; некоторое соответствие
25. Ясный — В данном случае следуем Ж. Ва- ренну, который считает, что здесь это слово — эпитет бога Огня (Агни).
26. Кто эту главу... и т. д. — в этом отрывке ясно выражена одна из основополагающих идей индийского мышления: знание и повторение священных текстов унич тожает все прегрешения человека.

Сайт создан в системе uCoz