Упанишады йоги и тантры

42; Йогататтва уп. 29.
УПАНИШАДЫ
Сарва упанишада
1. Запутанность — bandha.
2. Избавление — moksa.
3. Неведение —
4. Ведение — vidya.
5. Состояния бодрствования, снов, забытья и Четвер тое — соответственно , svapna, turiya.
6. Душа — jiva.
7. Полезнатец — Поле в данном случае — тело, которое производит плоды действий.
8. Очевидец —
9. Горний —
10. Внутренний вождь — Представляется, что этот перевод точнее передает этимологию (antar, внут ренний,
ведущий) и смысл этого понятия, чем об щепринятое «внутренний руководитель».
11. Внутренняя сущность —
12. Высочайший Самый —
13. Сам -
14. Марево —
15. Самовладыка —
16. Четыре и десять органов — это четыре «внутрен них» органа — ум (manes), разум (buddhi), память (citta) и особенность
, пять органов восприятия (соот ветствующие слуху, зрению, осязанию, вкусу и запаху) и пять органов действия (руки, ноги, язык, половые органы и органы выделения).
17. Звук и прочее — т. е. предметы, воспринимаемые пятью чувствами.
18. См. прим. 15.
19. Сознательность — caitanya.
20. Шесть оболочек — Свами Мадхавананда из Мис сии Рамакришны толкует это как кожа, кости, мясо, кровь, костный мозг, нервы. Однако более традиционно — семь составляющих физическое тело: пять перечисленных, а вместо нервов — жир и сперма.
21. 14 видов ветров — это пять главных пран в теле:
пять подпран kurma, krkara, devadatta, — и четыре менее известных: vairambhana, , pradyota, prakrta. Это силы, управляющие различными функциями и видоизменениями тела.
22....в их собственной причине... — т. е. в знании Брахмана.
23. ...обусловленный... — согласно комментарию — ограничениями
24. Существо —
25. Обладает — т. е. знает.
26. Основания — dharma.
27. Признаковое тело — lingo Одно из назва ний тонкого тела I.
28. См. прим. 8.
29. См. прим. 10.
30. Здесь и далее проявления Атмана рассматривают ся в соответствии с частями великого изречения Веданты tat tvam asi (To — есть Ты) из Чхандогьи уп.
31. Пятивидное творение — . Название про явленного мира, состоящего из пяти элементов: простран ства, воздуха, огня, воды и земли.
32. Четырехвидная материя — вышеперечисленные Истина, Знание, Бесконечное и Блаженство.
33. Материальные цели — традиция объясняет их как пространство, время, основа и цель.
34. Чреватое — vatnl, букв, «беременное», — т. е. по тенциальное, несущее в себе семена всех действий и произ водящее Вселенную.
35. Когда изменчивая Майа понята как имеющая в основе неизменного Брахмана, она становится несуществующей.
Ишавасья упанишада
1. Полное То, полное это — Ишавасья и другие упа- нишады, принадлежащие к Белой Яджурведе, предваряют ся и заключаются Шанти мантрой (примерный перевод — «Успокаивающая мантра»), выражающей идею целостнос ти и неразрывности всего сущего. В техническом языке Веданты слова «То» и «это» имеют особые значения. «Это» (idam) обозначает проявленный мир, «То» (adah) — за предельный, непроявленный Брахман. Ради сохранения внутренней рифмы мантры при переводе произведена не большая перестановка ее частей, тем более, что в санскрите порядок слов в принципе свободный.
2. Владыка — is а часто оставляется без перевода и индийскими комментаторами, хотя, как правило, они схо дятся на том, что это слово имеет более персонифициро ванный оттенок, чем Атман или Брахман. Возьмем на себя смелость предположить, что следами этого древнего индо- арийского слова являются в русском языке увеличитель ные суффиксы -ища, -ище; почетная прибавка к отчеству -ич, бывшая знаком отличия высших слоев российского об щества вплоть до середины XIX в.; зафиксированное в ис точниках имя Иша, а также наиболее выродившиеся в про сторечии до иронии слово «ишь!» в конструкциях типа «ишь, какой хитрый (храбрый, сильный и пр.)!».
3. ...покровом объято... — согласно следующим Шан- каре комментариям, словом «покров» здесь обозначается мир, качественные изменения Природы в противополож ность Богу. Слово «объято» выражает мысль, что Влады ка и запределен, и имеет свойства.

Сайт создан в системе uCoz