Упанишады йоги и тантры


ВИШНУ Бог ведийского пантеона, ставший в индуизме хранителем, спасителем вселенной, сотворенной Брахманом. Отождествляется с cid, вторым членом брахманического триединства
ВИШНУ ГРАНТХИ см. также ГРАНТХИ): узел сознания, расположенный в анахата чакре, обозначающий личную и эмоциональную привязанность.
ВИШУДДХА центр, располагаемый на уровне горловой ямки и щитовидной железы, связан с шейным сплетением.
ВЬЯХРИТИ возглашения или svar), означающие три мира Вселенной.
ГАЯТРИ (gayatri, ж.): «Поющая», строфа из трех восьмисложников, часто используемая в ведийских текстах. Молитва гаятри — самый почитаемый стих из Ригведы (3.62.10), обращенный к Светилу (Савитару), который ежедневно читается брахманами: «Да помыслим о желанном блеске дивного Светила, разум наш до озарит он!»
ГРАНТХИ (granthi, м.): один из трех психических «узлов» или «узловых» состояний сознания (брахма грантхи, вишну грантхи и рудра грантхи) на сушумне нади, препятствующий проходу кундалини вверх.
ГУЛ см. НАДА.
ГУНА букв, «жила», «волокно». Обозначает одну из трех качественных основ проявленного мира — саттва, раджас, тамас. Саттва — спокойствие, чистота, естество и уравновешенность, раджас (ср. рус. «раж») — деятельное, беспокойное и страстное качество, тамас — недвижимость, бездеятельность, темнота.
ГУРУ (guru, м.): в зависимости от того, какой корень принимается за основу — «веский», «важный» или «рассеивающий» (подразумевается: мрак неведения), — обычное обозначение духовного учителя в брахманизме. Исключительное значение отношений учитель — ученик — одна из важнейших черт индийской преемственности. Гуру считается воплощением Знания. Он должен быть чист, знать писания, не иметь самолюбивых мыслей об известности, славе, богатстве и пр.
ГХАТА «горшок», см. КУМБХАКА. Также синоним плотного тела.
Д
ДАРШАНА «воззрение», «мировоззрение», философская система объяснения действительности. Классическая йога — одна из шести главных даршан в индуизме (наряду с ведантой, санкхьей, мимансой, вайшешикой, ньяей).
ДЕВИ см. БОГИНЯ.
ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА горловой замок, в котором подбородок, прижатый к верхней грудной кости, запирает поток праны в горле.
ДЖАПА (japa, м.): «бормотание», «шепот». Религиозный прием, состоящий в длительном непрерывном повторении мантры или божественного имени, ведущем к Освобождению. На этом основании джапа представляет собой один из приемов йоги. Слог ОМ, «изначальный звук» творения, как правило, не используется в технике непрерывной джапы, откуда двойной смысл его названия «неповторимый» (а japa).
ДЖИВА сокращенное от jlvatman, «живое существо», обозначение Атмана в воплощенном и, следовательно, связанном состоянии. Но в своей сущности джива едина с Брахманом.
ДОША м. или ср.): «расстройство», «нарушение», «порча». В древнеиндийской медицине аюрведе одна из трех определяющих состояние тела: vata(воздух или ветер), pitta(желчь), kaphaили (слизь или флегма).
ДУХ: одно из возможных смысловых приближений к санскритскому Пуруша (см.).
ДУША: одно из возможных, хотя и не вполне точных соответствий санскритскому Атман.
ДХАРАНА «удержание», «установка»мысли. Шестая ступень йоги Патанджали, направленная на обучение сосредоточению ума на одном объекте и предшествующая созерцанию.
ДХАРМА (dharma, м.): совокупность нравственных, общественных, религиозных установлений и правил, направляющих жизнь человека к истине и поддерживающих мировой порядок. Нравственный и общественный долг человека, определяющий его добродетельность. Одно из важнейших понятий индуизма и буддизма.
ДХАТУ «основа», «состав». Одна из семи составляющих вселенной (Пространство, Воздух, Огонь, Вода, Земля). В аюрведе — одна из семи составных частей тела (жизненный сок, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг, сперма).
ДХВАНИ (dhvani, м.): «отзвук»,«созвучие». В йоге форма, временная, преходящая, произносимая и пр., объятая Звуком — вечным, неизменным, непроизносимым, невыразимым и пр., который зовется sabdaили sphota.
ДХЬЯНА созерцание, техника, в той или иной степени известная всем учениям брахманизма, но имеющая особое значение в йоге, где она следует за отстранением чувств (пратъяхара) и удержанием ума сосредоточенным на той или иной мысли, образе или предмете (дхарана).

Сайт создан в системе uCoz