Упанишады йоги и тантры
Ч
ЧАКРА (cakra, м.): «колесо», «круг»; места схождения токов (нади) мыслепранического «тонкого тела». Эти энергетические круговороты последовательно пронизываются кундалини по мере ее подъема (также говорят, что они ею разрубаются, рассекаются, как гордиевы узлы). Численно разнящиеся (за исключением трех самых нижних) в зависимости от традиции и школы, чакры часто изображаются в форме цветков лотоса с разным числом лепестков, цветом и многими другими символами.
ЧЕТВЕРТОЕ (turiya): высочайшее состояние обособленности, в котором находится душа, превзошедшая состояние бодрствования (где она действует, желает, страдает), легкого сна (где она ощущает приятноенеприятное и грезит) и забытья или глубокого сна (где она уже не ощущает ничего, но остается привязанной к телу).
ЧИТ (cit, ж.): «разум», «смысл», «сознание», второй член триединства (Бытие Сознание Блаженство) или второе Лицо тройственного имени Господа.
ЧИТТА (citta, ср.): «сознание». В йоге обозначает совокупность психических процессов (мысленные представления, ощущения, желания и пр.). Они считаются «нечистыми», если они не упорядочены; йогин должен стремиться (самообузданием и упражнением) управлять психическими проявлениями, успокаивая, упорядочивая и — в завершение (в самадхи) —останавливая их. Такое «очищенное» сознание отождествляется со вторым членом брахманического Триединства — Чит.
Ш
ШАБДА название Абсолюта (brahman, ср.)как воплотившегося в Слове (личным Богом, владыкой сотворенной речи).
ШАКТИ изначальная Энергия или Сила; женская сущность Вселенной.
ШАРТА (sarta, м.): тантрик, преданный Богине (отождествляемой с Шакти).
ШАСТРЫ «поучение», «священные писания», авторитетные книги по различным областям знания.
ШИВА Бог, разрушающий все дурное и не вечное, даже в конце времен саму Вселенную, «испорченную» нарушением дхармы, в вихре своего неистового космического танца. Но разрушение всего преходящего, неистинного и злого — это обновление, это добро и благо; поэтому Шиву называют также Милостивый, Благодетель, Целитель. Шива является «Великим покровителем йоги» (или «Великим Йогином») и почитается третьей сущностью брахманической троицы (СачЧидАнанда);
ШРУТИ «услышанное», одно из названий Вед.
Э
ЭКАГРАТА внимание, сосредоточенное на одной точке; название приемов сосредоточения и установки мысли (вроде дхараны); состояние ума, сосредоточенного на одной мысли или образе.
Ю
ЮГА (yuga, м.): один из четырех нисходящих этапов круговорота существования Вселенной от ее появления до растворения (pralaya), или «конца юг»: Крита или Сатъяюга, Третаюга, Двапараюга и Калиюга. В каждой последующей, все более короткой, юге происходит все больший упадок дхармы и все более короткой и мучительной становится жизнь людей. Однако после гибели Вселенной следует вновь появление, развитие, упадок, потом — растворение, и так до бесконечности.
Я
ЯМА (уата, м.): Бог смерти, но также и справедливости в индуизме.
ЯКША сверхъестественное, чаще благожелательное к людям существо, одна из функций которого — хранение богатств.
ЯМУНА правый приток Ганги, современная Джамна, на берегах которой, по преданию, прошло детство Кришны.
ЯНТРА (yantra, ср.): букв, «приспособление». Символический и магический рисунок, амулет для сосредоточения и обретения необычных сил. Сосредоточение на образе и смысле янтры — одна из важнейших составляющих тантры.
УКАЗАТЕЛЬ ПРИЕМОВ И УПРАЖНЕНИЙ, УПОМИНАЕМЫХ В ТЕКСТАХ
Асана
Алмазная 129
Бодрая 100, 153, 174
Бхадрасана 19, 228. См. также Асана: Бодрая
Ваджрасана 130,134,212. См. также Асана: Алмазная
Лотосная 100, 129, 153, 174
Львиная 100, 153
Падмасана 233, 242. См. также Асана: Лотосная
Лашчимоттанасана 135
Свастикасана. См. Асана: Счастливая
Сиддхасана 233. См. Асана: Совершенная
Симхасана. См. Асана: Львиная
Совершенная 100, 153
Счастливая 174
Бандха 46, 65, 77, 133, 148, 234, 241. См. также Замок Цжаландхара 77, 128, 234, 237. См. также Замок: Петленосца
Йони. См. Замок: Лонный Маха 100. См. также Замок: Великий
Мула 77,100,234,241.
Сайт создан в системе
uCoz