Упанишады йоги и тантры
Л
ЛАЙА ЙОГА (layayoga, м.): йога растворения (подразумевается — мысли, ума). Направленная на пробуждение кундалини, эта йога под сильным влиянием тантры часто присоединяется к хатха йоге, дабы составить раджа йогу.
ЛЕБЕДЬ см. ХАМСА.
ЛОКА (loka, м.): «мир», «область»; этот земной мир; также соподчиненно расположенные миры Вселенной: в Ригведе — Земля, Пространство, Небо, позднее дополненные (Махарлока, Джаналока, Таполока и Сатъялока, Брахмалока); многочисленные состояния бытия (человеческое, необычное, божественное) и места в человеческом теле, сосредоточение на которых вызывает соответствующее, преобладающее в этих мирах, состояние.
М
МАЙЯ «марево», «магия», «иллюзия» —название божественной силы (в Ведах — Варуны и Индры, в индуизме — Вишну), творящей явления и скрывающей за явным главное. Как примеры ее обманывающей силы часто используют зрительные обманы: веревка, принимаемая за змею, перламутр — за серебро, круг, описываемый в воздухе горящей головней и т. п.
МАНАС (типах, м.): ум, мысленная область человеческого сознания, мыслительный орган (мозг) и его деятельность (мысль ощущающая и рассудочная).
МАНИПУРА чакра (cakra), расположенная в области пупа.
МАНТРА (mantra, ср.): «молитвенное изречение», «стих». Слог, божественное имя или короткая фраза (максимально одна строфа из четырех стихов), используемые в йоге и обрядности. Наиболее известна ведийская мантра гаятри (см.).
МАРЕВО см. МАЙЯ.
МАТРА «мера», «размер», «количество» —единица времени, используемая для измерения времени дыхания.
МЕДИТАЦИЯ см. ДХАРАНА и ДХЬЯНА.
МОКША (м.) или МУКТИ (ж.) см. ИЗБАВЛЕНИЕ.
МУДРА «печать» или «знак», некоторые жесты или положения тела, используемые в йоге, имеющие как символическое, так и психофизиологическое значение. Печати — это не асаны, ибо последние изменяют положение всего тела, тогда как мудры менее заметны на глаз, но область действия их больше, чем у бандх (замков). Они как бы запечатлевают и запечатывают в человеческом теле вселенскую энергию. Наиболее известна из этих печатей кхечари мудра (см.).
МУКТИ (ж.) или МОКША (м.) см. ИЗБАВЛЕНИЕ.
МУЛАДХАРА «Корневой» центр (cakra), расположенный в области ануса (в нижнем конце копчика).
МУЛА БАНДХА «Корневойзамок»,состоит в сильном нажиме пятками на промежность, сокращении и напряжении ее мышц и сосредоточении на этой точке.
МУНИ (muni, м.): молчальник, мудрец, «победивший ум», добившийся мысленного молчания.
Н
НАГАРИ (nagarl, ж.): «горожанка» (обычно devanagarl) — название письменности, чаще всего используемой в священных писаниях, а также текстах йоги, находящихся внутри индуистской традиции.
НАДА «отзвук», «гул». В йоге это название внутреннего гула, производимого Основным Огнем, когда, разожженный дыханием, он становится гудящим пламенем. Название, данное шипению змееобразной кундалини, поднимающейся по сушумне. В шиваистской тантре — тонкий звук, производимый соединением Шива и Шакти таттв.
НАДИ «ток» (тонкого тела). Нади в йоге не артерии, не вены, как иногда переводят, но каналы, токи, уподобляемые священным рекам индуизма (Ганга, Ямуна и пр.): эти каналы проводят жизненные дыхания (праны) и вселенскую энергию (кундалини).
НАРАЯНА «пришедший (ауапа) в смертных — имя Господа (Вишну), который в качестве Атмана пребывает в сердце каждого существа.
НИЙАМА (niyama, м.): «соблюдение», «обязанность»; следующая после уата ступень восьмичленной йоги. Положительные привычки и навыки самоуправления для успокоения ума и подготовки его к созерцанию; йога предлагает пять правил: чистота, удовлетворенность, усердие, изучение «своих» текстов, преданность избранному божеству
О
ОМ: слогсимвол, используемый в ведийском богослужении, чтобы отметить согласие (как «амен», «аминь» в христианстве) или чтобы начать (или завершить) обрядные действия. ОМ в санскрите образован тремя фонемами (гласные А, У, сливающиеся вместе в дифтонг О плюс носовой), которые продлеваются последующим резонансом, о котором в текстах йоги говорится, что он превосходит три другие, как Четвертое состояние (см.) — три других состояния сознания.
Сайт создан в системе
uCoz