Упанишады йоги и тантры


4. Все — sarvam. В индийской философии обозначает Вселенную.
5. ...довольствуйсяже отречением... — традиция ут верждает, что этот стих относится к долгу санъясина. От речение является средством Самосуществования, коим до стигается изначально свойственное каждому блаженство. От санъясина требуется довольство самим отречением в противоположность мирским людям, довольствующимся удовлетворением желаний. Думается, это очень важное практическое указание, ибо многие вступившие на путь совершенства понимают отречение как разрыв всех связей и отказ от всех действий. Но такой насильственный и болезненный разрыв, не сопровождаемый радостью отречения, ведет к срыву и обратному результату.
6. ...не след домогаться какого-либо богатства — другой язык бессилен передать «мерцающие» в сознании знающего санскрит смыслы этой части стиха. Из-за много значности ведийских слов и близости их звучаний возможна такая сопутствующая цепочка значений: «не следует жад но потеть-волноваться сверканием добра».
...какого-либо... — перевод А.Я. Сыркина «чужого» расходится с традиционным и, как представляется, снижает высочайшую философскую идею до уровня этического запрета «не воруй».
7. Делающий дела только здесь... — по Шанкаре, пер вое полустишье относится к тем, кто не способен к полно му отречению и погружению в Самого (Атмана) и потому должен почитать Его правильным трудом, которым можно достичь очищения ума и тем самым — заключительного знания.
Здесь — обычное обозначение этого мира, в отличие от иного.
Дела — по Шарвананде, имеются в виду, прежде всего, священные обязанности домохозяина, в частности агнихот-ра (поддержание священного огня), но также и все бескорыстные труды.
8. Сто лет — полный срок человеческой жизни, со гласно Ведам.
9. Согласно некоторым комментаторам, второе полу стишье относится к пути действия без желания плодов, разработанного впоследствии Бхагавадгитой.
...не липнет — па... lipyate.
10. Буйные — as игу а (от глагола as — «быть»). В Ве дах асуры еще не абсолютно отрицательные сверхсущества, но, согласно комментаторам, отличаются привязанностью к чувственным наслаждениям.
И. Слепою покрытые тьмой... (см. также ст. 9 и 12) — имеется в виду тьма неведения в противоположность свету, даруемому Самоосуществлением, познанием Атмана.
12. Самоубийцы — определение говорит не столько об убивших тело, сколько о тех, кто погубил Самого — сущность человека, Атмана. Такие духовные самоубийцы после смерти, согласно комментаторам, получают дурное воплощение.
13. Дивные — — Шанкара истолковывает как «чув ства». Такому толкованию следуют и многие позднейшие комментаторы.
14. ...ускользает... —
. Другое значение слова— « негибнущее».
15. Матерый — Имя-эпитет Огня или Вет ра, этимологии которого сильно разнятся в зависимости от принимаемой основы и деления слова: «(сын) матери-со баки», вероятно, с астральной символикой, или от индоев ропейского — обозначение куска дерева или до бывания жертвенного огня с символикой соития. (Этим переводом сделана попытка совместить оба смысла с мак симальным приближением к звучанию ведийского слова.) Толкователи считают, что это имя обозначает здесь косми ческую энергию — или
16. Возлияние — apas(ср. ар — «вода»). Часто тол куется как карма, или дела людей.
17. Вся эта мантра толкуется в том смысле, что Атман- Брахман одновременно имеет свойства и не имеет
, он выше понимания умом и чувствами и являет ся начальной первопричиной и конечной целью всех деяний.
18. Сочетание противоположных проявлений в описа нии Высшей Сущности имеет целью уничтожить трудно преодолимую разделенность проявленного мира и привес ти к целостности понимания. Этот стих еще раз указывает, что Брахман одновременно со свойствами и бес свойственен
19. В ст. 6—7 говорится о достигшем Самого (Атмана) и описывается его психологическое состояние, на которое не влияют изменения системы «тело-сознание».
20. Свами Сатьянанда рассматривает эту мантру как описание переживания высочайшего состояния сознания, или Атмана, в самадхи, но, следуя Шанкаре, выделяет, в основном, негативные характеристики типа «не то, не то» (neti, neti).

Сайт создан в системе uCoz