Упанишады йоги и тантры

Смир нов. Ср.: «В сердце сто и одна жила (nadf), из них одна ведет к голове. Идущий по ней вверх достигает бессмертия,
14-952
во все (стороны) служат выходами другие» (Чхандогъя уп. 8.6.6.).
39. Чистая — также «незагрязненная», «неза пятнанная», «свободная от страсти».
40. Воплощенное Благо -
41. Сведущий в этом — знает Веду — очень распро страненная формула брахман и упанишад.
42. Противотоки —
43. Тайтила — taitila — букв, «носорог». В словаре Моньер-Вильямса со ссылкой на Кшурику уп. дается зна чение «подушка» или «подкладка». Ж. Варенн оставляет название без перевода, а Н. Субрахманьям вообще не упо минает, видимо, считая ее эпитетом су шумны.
44. Незапятнанная — nirmala.
45. См. прим. 38.
46. Сдержанный — dhlra, также «разумный», «мудрый».
47....приятными и неприятными состояниями.. В шлоке говорится о взаимно обусловленном существовании этих состояний и токов (nadi).
48. ...пылом... — (ара.
49. Лебедь — Символ души (jlva).
50. Текучесть —
51. Затухающий — Это слово встречается лишь в поздних упанишадах (напр. Йога таттве).
52. Острейшим лезвием (дхараны)... — текст допус кает разные понимания: по Варенну, лезвие — ум (манас), Н. Субрахманьям объясняет нейтрально: «практика йоги».
53. Бесстрастие —
54. Существом бессмертным... —
55. ...от желания... — в используемом нами тексте описка: вместо
56. ...все шесть... — шесть пороков, или недостатков, человека:
желание, похоть; 2) krodha, гнев; 3) labha, жадность;
гордыня; 5) mada, опьянение, безумство;
высокомерие.
Йога кундалини упанишада
1. Свами Шивананда. Кундалини йога. — СПб., 1993. - С. 129.
2. Побуждения — Букв, «скрывающие», т. е. карма, накопленная в этой и прошлой жизнях, закрываю щая извечно чистый Разум.
3. Движущийся —
4. Пробуждение Силы —
5. Лотосная, Алмазная — Опи сание последней отличает ее от обычной, состоящей в сиде нии на коленях. Здесь она скорее схожа с сиддхасаной.
6. Кольцевитая — т. е. подобная свернувшей ся кольцами змее.
7. Продвижение Силы — Се/алей Ж. Ва ренн переводит как «укрепление», однако, судя по контек сту, а также по описаниям традиционных крий, речь идет как раз о продвижении шакти.
8. Сарасвати — другое имя сушумны , центрального тока тонкого тела. Три тока
чаще всего уподобля ются: ида — Ганге, пингала — Ямуне и су шумна — Сара свати, священной реке, по преданию, текущей под землей.
9. Движение Сарасвати — то же, что и 10 .Арундхати — супруга ведийского риши Васиштхи, олицетворение супружеской верности. Интересно также, что Арундхати в некоторых текстах является синонимом кундалини. Видимо, здесь мы имеем дело с распространенной в индуизме идеей божественного супружества: Бог, олицетворяющий чистое, но бездеятельное сознание, и его супруга, шакти. В тантрийских текстах очень часто изложение учения и приемов ведется от имени женской богини.
11. ...12 и 4 перстов... — т. е. 16 angula — мера дли ны, равная ширине большого пальца, или примерно 2 см.
12. ...полутора часов... — 2 мухурты , '/30 часть дня или 48 мин.
13. Дрожь (?) — tana. В имеющихся словарях этого слова нет.
14. ...следует запереть в горле... — видимо, здесь ука зание на джаландхару бандху.
15. Правый ток — т. е. пингала.
16. Первоначальный звук —
17. Желчность — pliha, букв, «селезенка». Ж. Варенн толкует как «расширение селезенки».
18. Составная, Особая — sahita, kevala. Sahita Ж. Ва ренн переводит как «сложная».
19. По порядку:
20. ...кубкам... Кумбхакой (kumbhaka) — игра слов.
21. Дхану — dhanu, букв, «лук» — мера длины, равная 4 локтям.
22. ...воды... — ср. Шветашватара уп. 2.10.
23. Правый проток — Синоним пингалы, здесь: правая ноздря.
24. Вата-расстройство — Термин аюрведы, обозначающий один из видов нарушения равновесия орга-
низма, вызываемый излишком воздуха — одной из составляющих тела и, шире, характера.
25.Расстройство от червей — т. е. глистов.
26. Солнечное прободение —
27.Слизь — Флегма, мокрота, также термин аюрведы.
28.Огонь, питающий тело — пищеварительный огонь.

Сайт создан в системе uCoz