Упанишады йоги и тантры

Другие тексты (см. напр. Хатха йога прадипика 4.48) также указы вают, что результатом кхечари мудры является состояние йога нидры. Йога нидрой называлось состояние Вишну, спящего на кольцах мирового змея Шешу и как бы грезящего мир.
82. ...звучание... — т. е. выполнение кхечари мудры сопровождается звуком
83. Вселенная — букв, «яйцо Брахмана».
84. См. прим. 73.
85. Каждая буква бидж обозначает то или иное боже ственное проявление. Например, в бидже hrim ha означает Шиву, га — Природу та — Великую Майю , носовой резонанс — Мать вселенной, а бинду — Разрушителя скорби.
86. Благодетель — Одно из имен Шивы.
87.Утверждение — sthiri.
88.Точка — bindu.
89. Счастливый нимб — синоним сахасрары.
90. Мироздание ~ «Яйцо Брахмана», Все ленная.
91. Бинду чакру, или Точечную чакру, располагают внутри головы ближе к затылку. Считается, что эта точка
является переходной между проявленным и непроявленным мирами.
92....кормчего... — в тексте, видимо, описка: вместо
93. Побуждения -
94. Полнозвучие — последняя из четырех ста дий рождения звука.
95. Горняя — букв, «стоящий на вершине».
96. Он я — so'ham.
97. С вдохом человек как бы произносит so (Он, выс шее божество), а с выдохом — ham, сокращенное от aham — «я».
98. Светородное — taijasa. Энергия.
99. Сиятельный, Золотой зародыш, Владыка — viraj,

100. Ограничения — Понятие, ставшее очень важным в веданте. Упадхи — это ограничения и определе ния, которые мешают познать Брахмана как единственную действительность.
101. Кит — символ скрытой в глубинах мощи.
102. Марево — Иллюзия.
103. Расстройство и текучесть —
104. ...в горшке... — намек на плотское тело, часто сравниваемое с горшком.
105. Свободный при жизни — jlvanmukta.
106. ОМ ТАТ CAT - «ОМ - То Сущее» - священ ное возглашение индуизма.
Дхьянабинду упанишада
1. Eliade, M. La technique du yoga. Paris, 1975. P. 160.
2. Сравнение сосредоточенного мышления со стрель бой из лука — очень древний общеиндийский образ. Ср. напр. Дхаммапада 3.33: «Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую, трудно сдерживаемую, мудрец направляет как лучник стрелу».
3. Точка созерцания - Санскритское bindu имеет несколько значений, из которых основные — «капля» и «точка». Выбор того или иного значения опре деляется контекстом и потому весьма зависит от традиции, авторитета или понимания субъекта. Название Амрита- бинду у п. мы переводим как «Капля бессмертия», ибо
значит еще и напиток бессмертия, нектар. В переводе Дхья набинду у п. предпочтительно, по нашему мнению, значе ние «точка», ибо одно из ключевых теоретических положе-
нии упанишады — что точка, означающая носовой резонанс, и есть тот начальный и завершающий звук слога ОМ, то высшее состояние, которого должен достигнуть йогин.
4.Данное успокаивающее чтение (или наставление) — обращение к Всевышнему учителя и ученика.
5. Грех — papa. Ж. Варенн предполагает, что здесь речь идет не о карме, накопленной в предшествующих жизнях, а о зле, совершенном человеком в этой жизни.
6. Йоджана — мера длины около 16 км.
7. Слог (ОМ) — aksara — букв, «неиссякаемый», «не разрушимый», «целый».
8. Точка гудения — В письме деванагари слог ОМ изображается в виде гласного О, увенчанного полумесяцем и точкой, указывающей носовой Н вышеупо мянутого гласного.
9. Слово — Вероятно, имеется в виду brahman, благое слово, часто выступающее как синоним Вед.
10. То Высшее — синоним Атмана-Брахмана.
11. Подлинное — — букв, «нефальшивое», «незамазанное», т. е. лишенное всякого качества и, следо вательно, ограничения.
12. Знающий Благо — brahmavid.
13. Положение, что Атман по отношению к человеку одновременно внутренний и внешний, присущий и запре дельный, имманентный и трансцендентный.
14. Чающие Избавления — производное от moksa.
15. В брахманическом ритуале используются различ ные возглашения (ОМ — одно из них). В шлоках 8-11 речь идет о трех
считающихся обозначением Земли (bhSr), Пространства , Неба и соответству ющих Огню, Воздуху, Свету, Трем Ведам и пр.

Сайт создан в системе uCoz