Упанишады йоги и тантры

Не удивительно поэтому, что в упанишадах, как и в других текстах йоги и тантры (например, Шива самхита, Гхеран-да самхита, Хатха йога прадипика, Шатчакра ниру-пана и др.), встречаются одинаковые или почти одинаковые отрывки, что может указывать на общий источник. И этот источник — не какой-то один текст, но единство идей, их словесных выражений и средств их осуществления.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Нам придется отказаться от одного из применяемых по устоявшейся привычке и ставших штампом выражений — «философия упанишад». Оно появилось в XIX в., когда европейские ученые стали изучать ведийские упанишады, единство которых поддерживалось, помимо всего прочего, тысячелетней комментаторской традицией и особенно мощным ее направлением — ведантой. Если же брать даже ортодоксальное собрание 108 упанишад, то оказывается, что они не представляют одного учения или религии.
Много сил было потрачено на споры, к какому направлению относить индийское мировоззрение — идеалистическому или материалистическому. Большинство зарубежных исследователей причисляли индуизм к идеализму и спиритуализму, чему пытались противиться «диалектические материалисты-марксисты» по убеждению или поневоле (Д. Чаттопадхьяя, Б.Л. Смирнов, Н.П. Аникеев, А.Д. Литман и др.). Однако такое искусственное разделение — это лишь один срез огромного массива. Индуизм идеалистичен, если за точку отсчета брать его направленность к Высшей Истине, огромное значение религиозных традиций, но также материалистичен, если под этим понимать почитание Материи, Природы как Матери мира и склонность индусов к чувственному восприятию и практическому осуществлению религиозных и этических доктрин. «Вот почему еретик, скептик, неверующий, рационалист и вольнодумец, материалист и гедонист — все они процветают на индийской почве»1.
Хотя переводимые упанишады принадлежат к другой преемственности, нежели основанная на санкхье йога Патанджали-Вьясы, и, скорее, «еретичны» по отношению к ней, они принимают похожую картину мира. «В Индии имелся большой общий фонд философского мышления, который, подобно языку, не принадлежал никому в особенности, но был похож на воздух, которым дышал всякий живой и мыслящий человек»2. Основные составляющие этого склада мудрости настолько очевидны для индийского традиционного мышления, что кочуют из системы в систему и не нуждаются в лишнем повторении и доказательствах, но для неискушенных западных читателей они часто остаются вне рамок рассматриваемых текстов. Но нужно иметь в виду, что высшая цель и приемы ее достижения разработаны именно внутри ин-доарийского мышления, и без знания подразумеваемых основоположений понимание текстов йоги невозможно. Поэтому напомним основные из них:
— Истина есть. Она едина, вездесуща, непреходяща, и человек, ее особое проявление, может познать ее разными способами;
— загадочно не существование этой Истины (Брахмана, Бога, Абсолюта и пр.), а существование мира;
— существует всеобщая причинность (карма) и для живых существ — цепь перевоплощений;
- цель существования — достижение Освобождения от этой цепи;
— «психическое» — источник и руководитель физического, биологического;
у каждого человека — свой нравственный и религиозный долг (дхарма), выполнение которого служит Высшему, Запредельному.
ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ И ВСЕЛЕННАЯ В ЧЕЛОВЕКЕ
От ума луна народилась, от глаза родилось солнце,
изо рта — [боги] Индра и Агни,
от дыхания ветер родился.
От пупа — воздушная область, от головы развернулось небо,
от стоп земля, направленья — от уха —так миры [его члены] образовали.
Ригведа 10.90.13-14
Когда на вопрос, что такое йога, бойко отбарабанивают «это соединение», возникают вопросы: «чего с чем?», «кого с кем?», да и «зачем?». Обычно отвечают достаточно расплывчато: «человека с Богом, Высшей Истиной, Космическим сознанием, Абсолютом...» Но, не говоря даже о неясности для многих этих понятий, в них есть некоторое противоречие. Для того чтобы было соединение, необходимо, чтобы прежде было разъединение, а в действительности его не существует — или оно существует как кажущееся.

Сайт создан в системе uCoz