Упанишады йоги и тантры
Три ока сопоставляются с тремя мирами или тремя Ведами.
11. Из трех составляющих — tridhatu. Здесь: трех миров (см. вступительную статью).
12. Безусловное — Т. е. не зависящее ни от каких условий. Безопорное, но само являющееся опорой всего.
13. Осуществлением своей сущности — bhavana.
14... .мыслеверти... — citta vitti.
15. Благо — brahman.
16. Наисамое — adhyatman.
17. Мысль немыслимая — acitta cittam.
18. ...пустоту превосходит... — здесь, возможно, по лемика с буддистами, приверженцами школы щунъя вада.
19. Приобщенным к сути — tattva-yuktam.
20. Скверна — может также означать болезнь.
21. Т. е. возможность Освобождения не определяется рождением или количеством прочитанных о Нем книг.
Амританада упанишада
1. Писания —
2. Благо — brahma.
3. Недостаточность знания Писаний для познания Ис тины — постоянный мотив йогических упанишад.
4. Слог ОМ — здесь: символ внешней обрядности брах манизма.
5. ...высшим Рудру... — возможно, шлока намекает на три узла (granthf) тонкого тела — брахма грантхи, вишну грантхи и рудра грантхи, которые пронзаются или рассе каются силой сосредоточения. Не случайно поэтому Руд ра здесь превосходит Вишну.
6. Беззвучное «М» — затихающий резонанс носового М символизирует конечное Освобождение.15*
7. Тарка — tarka. Этим словом обычно обозначается логическое рассуждение. Возможно, здесь имеется в виду состояние йогина, при котором еще присутствует осознава- ние происходящего размышления.
8. Порядок слов в шлоке: pratyahara-dhyana-pranayama- - Ж. Варенн считает ошибочным вариантом классического перечня ступеней йоги. Однако в санскритских стихах порядок слов свободный и зачастую определяется ритмом.
9. Удержанием праны —
10. Расстройства — Одно из важнейших поня тий аюрведы. Здесь, по-видимому, синоним болезни.
11. Сиятельное — rucira(«сияние», «лучение»), сино ним кумбхаки.
12. ...двух ветров привлечение... — т. е. праны и апа- ны. Привлечение в тантрийских текстах — от сутствующего человека к себе с помощью заговора.
13. Задержка (дыхания) — kumbhaka. Здесь имеет как меру счета времени произнесение ведийских мантр.
14.Возглашения —Ведийские священные формулы означающие три мира: землю, воздушное пространство и небо (см. вступительную статью).
15. Гаятри — Стих из трех восьмисложников из Ригведы (3.62.10), являющийся одной из главнейших молитв в индуизме:
Да помыслим о желанном блеске дивного Светила, нашу мысль да озарит он!
16. Головная (мантра) — Другая почитаемая формула из дхармашастр: ара jyotirapo'mritam(«воды - свет, воды — бессмертие»).
17. Здесь говорится о наивозможно полном опустоше нии тела от воздуха.
18. Успокоение - Это также один из эпите тов Шивы.
19. Источник — agamasya. Агама — название тант рийских, обычно шиваистских Писаний.
20. Рассуждение — tarka. См. прим. 7.
21. Дарбха — трава, используемая в ведийских ритуа лах для изготовления подстилки или сиденья для богов или брахманов.
22. Лотосная, Счастливая, Бодрая позы — падмасана, свастикасана, бхадпасана.
23. Этот стих труден для понимания. Возможно, под разумевается, что упражняющийся воспринимает сначала телесные, плотские проявления пранайамы, а потом более тонкие.
24. ...семь или восемь мер времени так у Ж. Варенна. У Сушруты nalaka— мера времени в 24 мин.
25. Неразбиваемый (слог) — т. е. слог ОМ. Для сохранения игры слов в стихе даем еще один оттенок зна чения слова.
26. Возможно, в шлоке подразумеваются: врага серд ца — анахата чакра, врата воздуха — вишуддха чакра, вра та головы — аджня чакра, отверстие в макушке головы — брахма рандхра.
27. Обособленность — кайвалъя.
28. Возможно, в шлоках 31—32 намек на прием очище ния психофизических элементов личности -
29. Соединение — samdhi— или синоним, или иска женное написание слова самадхи.
30. ...30 пальцев... - в йогических текстах существу ют количественные показатели длин воздушных токов на вдохе и на выдохе. Обычная длина воздушной струи при выдохе — 12 пальцев, или 22,5 см.
Сайт создан в системе
uCoz