Упанишады йоги и тантры

(Когда) человек всасывает набираемый воздух, (словно) стеблем голубого лотоса воду, - таков признак пураки.
14. (Когда) ни при вдохе, ни при выдохе члены не движутся, это состояние, сказано, - признак кумбхаки.
15. (Когда), как слепой, видят формы, как глухой, слышат звуки, как чурбан, видят тело — таков признак успокоения18.
16. Мыслящего ум и намерение вытканными на Самом и Самого удерживающего так удержанием (внимания) провозглашают мудрым.
17. Раздумье об источнике19 рассуждением20 зовется, обретенная ровность мысли — как самадхи известна.
18. (Устроившись) на земле, на сидении из (травы) дарбха21,
в приятном, лишенном всех недостатков (месте), сотворив мысленную защиту, шепча по многу раз (мантру),
19. удерживая Лотосную, или Счастливую, или Бодрую22 позу, обращенный лицом к северу, неподвижный,
20. одним пальцем (поочередно) закрывая ноздри и втягивая воздух, пусть удерживает (и при этом) только огонь и звук воспринимает.
21. Один лишь слог ОМ произнося разнообразно, «Благо» — говорят этой дивной мантрой. (Затем) следует удалить воздух.
Пусть (упражняющийся) делает это, пока не освободится от нечистоты.
22. После размышляющий так, как сказано прежде, мудрый, знающий мантру, (преодолеет) сначала плотное, (а затем) и тонкое (тело), от пупка вверх (поднимая звук и огонь).23
23. Пусть, избегая взгляда по сторонам, вверх и вниз, находящийся в неподвижности и не дрожащий, всегда упражняется в йоге великий отшельник.
24. Так удерживается семь или восемь мер времени24 длительность дхараны, но йога требует 12 мер,
говорится.
25. Внизу проявляющийся беззвучный (звук), лишенный гласных, согласных, горловых, носовых, губных, обоих видов конечных «х», — неразбиваемый (слог)25, который никак не разбить.
26. Кем это умение достигается, тем прана постигается. Всегда следует повторять (этот) путь, который проходит
27. (через) врата сердца, врата воздуха и врата головы, затем высшие врата освобождения: впадину и круглое отверстие.26
28. Пусть упражняющийся всегда избегает страха, гнева, лени, пересыпания, переедания и недоедания.
29. Этими правилами, повторяемыми всегда постепенно, возникает самопознание в три месяца, несомненно.
30. На четвертый — дивных (богов) увидит, на пятый — (подходит) широкой поступью (и) в шесть месяцев, несомненно,
искомое состояние Обособленности27 обретает.
31. Пять мер (принадлежит) Земле, четыре — Воде, три меры — Огню, Ветру — две,
32. одна мера — Пространству28, но мыслит пусть о безмерном, совершив умом соединение29, пусть в себе Самого
постигнет.
33. (Область распространения) праны в 30 пальцев30, где прана, правами обусловленная31, называется
праной. Это внешнее поле праны, (внутреннее же поле) дыхания
34. (распространяется) день и ночь на 19 миллиардов 300 миллионов 100 тысяч и один32 (палец), согласно источникам33.
35. Первая — прана, ее место — в сердце, апаш же —около ануса, самана — в пупковой области, у дана находится
в горле,
36. вьяна, вседарящая, — по всем членам распространяется. (Теперь) — пять цветов праны и прочих (будут)
названы по порядку:
37. прана — кровавого цвета, с драгоценным рубином схожа, апана — в ее середине, подобна цвету (желтой)
индрагопы34.
38. В середине тех двух — самана, прекрасная, белая, словно коровье молоко,
удана желтовата, а вьяна подобна огню.
39. Разомкнув этот круг, (кто) воздух ведет к голове,
где бы ни умер,36 тот не родится больше, тот не родится больше.
Такова упанишада.

МАХАВАКЬЯ УПАНИШАДА
Махавакья уп. — самая короткая из переводимых здесь так называемых йоговских упанишад. Однако, вспомним, что значение текста в древней Индии совсем не обязательно соответствует его объему. Напротив, настолько ценится сжатость изложения, из коего могут быть развернуты последующие тома толкований, что относительно сутр существует даже сравнение, что их автор радуется сокращению своего труда на один слог, как рождению сына. Всего 20 слогов четырех изречений из ведийских упанишад составляют одну из трех основ (прастхана трайа) Веданты — махавакъя («великие изречения»).

Сайт создан в системе uCoz