Упанишады йоги и тантры

Наиболее же популярная ныне хатха йога как независимая форма йоги родилась, по мнению Дасгупты, около 1200 г. в шиваистских общинах северо-востока Индии и Непала и может считаться синтезом йоги и тантры. Именно в хатха йоге имеется развитая «праническая физиология» и набор телесных приемов для осуществления высшей цели. Родство хатха йоги с тантрой подтверждается также тем, что у них есть общий «родственник» — аюрведа.
ЙОГА И АЮРВЕДА
Родственные связи с аюрведой, древней и дожившей доныне целительской системой, у йоги довольно близкие. Не случайно Вьяса, комментатор Йога сутры, приводит такое «медицинское» сравнение: подобно тому как
наука о лечении болезней включает четыре раздела: болезнь, причина болезни, исцеление и лекарства, — писание йоги тоже состоит из четырех разделов, а именно: круговорот (сансара), причина его, освобождение и средства освобождения.30

Врач аюрведы осматривает больного. Резьба по дереву
Это родство как тантрийской, так и классической йоги с аюрведой можно видеть также в следующих сходствах:
1) Сушрута самхита и Ч арака самхита, классические тексты аюрведы, известны как тантры, собственно
книги по тантре;
2) аюрведа, как и большинство упанишад йоги, относит себя к традиции Атхарваведы;
3) устная и письменная традиции тантрийской йоги
используют понятия аюрведы — доши, вата, питта,
капха и пр. Обе имеют общие названия приемов: бас - тем, ваманаи др.;
4) аюрведа имеет восемь разделов, как и классическая йога Патанджали или йога, излагаемая, например,
Таттва уп.;
5) если принимать идею присутствия следствия в причине, то само нынешнее сближение йоги и аюрведы
косвенно подтверждает их расхождение от общего источника.
Однако существующее единство не означает одинаковость. Не менее важны для верного понимания и отличия.
Йога при ее зарождении и до недавнего времени предназначалась не для лечения тела, а прежде всего для управления сознанием.31 Аюрведа занималась сохранением тела, а йога — освобождением от него. Но, занимаясь тонким телом, для плотного тела йога принимает физиологию аюрведы. В переводимых текстах это явственно видно.
Но поскольку есть различные уровни понимания человека — от не затронутого никакими страстями и явлениями Духа до почти исключительно тела (а ему сегодня, наряду с социальными отношениями, большинство людей придают первостепенное значение), — то есть и различные применения йоги. Аюрведа, занимавшаяся телом, и оздоровительные направления йоги поэтому легко и естественно связываются между собой, и в текстах хатха йоги используются ключевые понятия аюрведы, а описанию тех или иных упражнений сопутствует список уничтожаемых ими болезней.
О ЖАНРЕ
И ЧИСЛЕ УПАНИШАД ЙОГИ
У тантры есть совершенно поразительная способность воспринимать, впитывать, преобразовывать или, по крайней мере, терпеть, казалось бы, противоположные явления жизни или учения. Внутри любой религии можно обнаружить тантрийские течения и школы, и, несмотря на идейное противостояние индуизма и буддизма, есть тантризм индуистский и буддистский и есть йога классическая, буддийская, джайнистская и тантрийская. И Веды, по-видимому, оказались в свое время неким центром кристаллизации, вокруг которого собирались различные (в том числе и тантрийские) мировоззрения, образовав современный индуизм.
Особенность индийской культуры — непрерывная преемственность от древних авторитетов, и любое учение, даже неортодоксальное, стремилось обосновать свое существование ссылками на Веды или, пусть и невольно, использовать язык, стиль и формы изложения теоретических и практических вопросов, освященные Ведами. Почти всякая мало-мальски крупная секта или философская школа создавала по образцу ведийских гимнов молитвенные и поэтические произведения: стотры, сту-ти, по образцу брахман — различные комментарии на считающиеся основополагающими произведения и особенно часто по образцу ведийских упанишад — собственные, форма которых осталась весьма удобной для выражения и распространения религиозных и философских идей, которые сопровождались частой ссылкой: «Кто ведает это — сведущ в Веде».

Сайт создан в системе uCoz