Упанишады йоги и тантры

Это образы лотоса в сердце, льющегося, как масло, резонирующего звука ОМ, лебедя, разрывающего сети, затухающего светильника, в котором исчерпалось масло (кармических действий) и т. д.
Конечная цель йоговских упанишад чаще всего выражается термином кайвалъя, означающим абсолютную обособленность или независимость от мира явлений. Однако, в отличие от Йога даршаны, упанишады в понимании этого состояния больше выделяют положительные стороны. В некоторых упанишадах это состояние считается осознанием освобожденной душой своего равенства со Вселенской Душой. В других оно иногда рассматривается как сопутствующее великому блаженству соединение с Высшим Богом. Многие упанишады провозглашают, что освобожденная от пут проявленного бытия душа сохраняет свою индивидуальность и «сочетается» и даже «сожительствует» с Господом в его самом высшем из миров.
Весьма привлекателен для этих упанишад идеал Совершенного, живущего свободным (fivanmukta), познавшего Истину и всемогущего, вольного использовать все приобретенные упражнением необычные силы.
Но в каких бы образах и сравнениях ни представляли эти старинные писания состояние божественного совершенства, главное в них — это то, что человек способен его достичь.
Пусть же эти писания воспринимаются не как старинная редкая диковинка, любопытная, но бесполезная в нашем обиходе, но как еще годное средство для прояснения сознания.
НАСТРОИМСЯ.
Чтению и изучению упанишад обычно предпосылалось устное возглашение (santipatha), буквально «успокаивающее чтение», с целью успокоить ум и подготовить его к пониманию смысла упанишады. Как пример возможной замены подобной «настройки» (которая для каждого упражняющегося может быть своя и которую лучше найти самому) предлагаем стихотворение, имеющее ту же задачу подготовки ума к восприятию этих текстов.
Полный до краев Покой беспокойною Вселенной. В измененьях — неизменный, в очевидном — сокровенно существующий Покой. За слоистой пеленой непрерывных превращений плотных тел в пустые тени — переливам воплощений неподверженный Покой. Звук, звенящий тишиной, свет, что явлен чернотой, сила — не в каком-то теле, мысль — без образа, без цели, все творит, все так же целый, словно бы пустой Покой. И не этот, не иной мир без счастья, без печали, бесконечный, безначальный, что нарочно, что случайно — все прощающий Покой. В тот Покой с любой виной ты войди — и там увидишь мир, что любишь-ненавидишь, миражом. И если выйдешь, то уже Самим собой.
ОМ! Покой! Покой! Покой!
УПАНИШАДЫ

САРВА УПАНИШАДА
Эта упанишада открывает наши переводы не из-за ее древности (составлена она не раньше VIII в.) или насыщенности сведениями по йоге, а в качестве некого продолжения вступительной статьи, ибо она является прекрасным «словарем» понятий веданты, оказавшей огромное влияние на большинство религиозных учений Индии и обобщившей многие их положения. Поэтому ее понятия и определения весьма часто встречаются или подразумеваются в поздних упанишадах. Здесь в виде кратких изречений объясняются 23 основополагающих понятия. Предварительное чтение ее, несомненно, облегчит восприятие переводимых текстов, разъяснит многие непонятные места и выражения в них и, возможно, будет полезным упражняющимся в йоге для понимания сути упражнений и их собственной природы.
В примечаниях используются комментарии Свами Мадхавананда из Адвайта ашрама.
ВСЕ (ОБЪЯСНЯЮЩАЯ) УПАНИШАДА
1. ОМ! Что такое запутанность1? Что такое избавление2? Что такое неведение3? Что — ведение4 и состояния бодрствования, снов, забытья и Четвертое5? Что такое аннамайа, пранамайа, маномайа, виджня-намайа, анандамайа! Что такое деятель, душа6, по-лезнатец7, очевидец8, горний9, внутренний вождь10? Что такое внутренняя сущность", Высочайший Самый12, Сам13, также марево14? Что такое Самовладыка15?
Не Сам — тело и прочее, но за Самого не Самим принимается. Та гордость собой — запутанность,
избавление — прекращение гордости. Что эту гордость творит — неведение, ведение — что ее прекращает. Когда четырьмя и десятью органами16 -начиная с ума и прочего — Сам воспринимает грубые предметы, такие как звук и прочее17, деятельными и воспринимающими причинами — начиная с Солнца, тогда (Сам пребывает) в бодрствовании.

Сайт создан в системе uCoz