Упанишады йоги и тантры

— так как сознание «рассеива ется» действием чувств, собирание и «запирание» их в нем позволяет овладеть сверхчувственным восприятием. Неяв ная ссылка на одну из 84 сверхъестественных сил (siddhi).
80. Молозиво — Амрита, продуцируемая в го лове (иногда считают: в анахата чакре"). Когда приоб щенный способен пить ее, он обретает бессмертие.
81. Пещера черепа — за небом, во впадине, где сообща ются носовые полости, горло и рот.
82. Печать Небесной странницы —
83.Игра слов вокруг значений kha — пространство внешнее, а также пространство Пещеры черепа.
84.Распространенное верование в брахманизме: лю бое испускание спермы сокращает жизнь, и, стало быть, удержать — или даже вернуть — свою сперму значит по бедить смерть.
85. Небесная печать — Синоним кхеча- ри мудра.
86.Лонная печать — Несмотря на свое название (yoni — «лоно», «матка»), этот прием произво дится мужчиной, а не партнершей.
87.Семя — bindu.
88.Высочайшее тело — Неразруши мая форма сверхъестественной красоты, объединяющая в себе свойство мужского и женского тел.
89. ...кровь... — всосанная из матки партнерши благо даря Лонной Печати.
90. Великая печать —
91. Отверстие в лоне — расположенное не посредственно над сочленением пениса. Вероятно, имеется в виду лонная щель.
92....к изгнанию (из общины)... — изгнанными из общины (т. е. потерявшими свое место в обществе) счита ются по дхармашастрам: «ворующий золото, пьющий вино, осквернитель ложа учителя и кто общается с ними» (см. также Махавакья у п.).
93. ...к правде — dharma — т. е. к соблюдению соот ветствующего Истине поведения и выполнению религиоз ных установлений.
94.Обожание (Бога) — bhakti.
95. Бандхука (или бандхура) — цветок Pentapets phoenicea.
96. Индракопа — indrakopa (букв, «гнев Индры»), на секомое желтого цвета.
97. Четвертое — состояние, запредельное трем состоя ниям, испытываемым человеком в своей жизни (бодрст вование, сон со сновидениями, глубокий сон), ибо личность растворяется в нем, и Атман соединяется с Брахманом.
98. Вероятно, потому что овладение всюду присутствую щем дыханием (прана) позволяет йогину ввести его в лю бое тело.
99. ...превзойдено... — парадокс текста: Четвертое со стояние по традиции считается наивысшим.
100. Великие врата — вход сушумны (см. шлоку 66 и прим. к ней).
101. Неколебимый — acyuta. Брахман.
102. ...семян... — у каждого дыхания есть выражаю щий его слог-семя (bija).
103. Солнце - Интересно совпадение биджи РАМ (в тексте РА) и имени бога Солнца в древнем Египте.
104. См. прим. 95.
105. Видимо, в тексте говорится о сочетании джаланд- хара бандхи, заключающейся в прижатии подбородка к груди и уничтожающей «сонм болезней слуха» (см. ст. 78), и мула бандхи.
...закрыв слух... — в тексте - «ухо». При упражнении слушания внутреннего звука (нада йоги) пальцами, в частности, закрывают уши.
Признак — Можно понимать двояко: как указа-
ние на то, что йогин должен делать либо мула бандху, сосредотачиваясь намуладхаре, в которой находится лингам, либо ваджроли мудру.
106. Звук - Гудение, гул, производимый подъе мом соединенного с огнем дыхания в сушумне.
107. Вина — старинный струнный музыкальный инст румент с богатыми резонансными возможностями.
108. Воздушное отверстие — vyoma-randhra. Отвер стие, расположенное вверху лотоса сердца; через него су- шумна проходит к верхней, высшей чакре.
109. ...четырех врат... — см. ст. 94.
110. Посредине двойного лука — т. е. в межбровье.
111. Отверстия Брахмана ~ мн. ч. \\2.Муж -
113. Особое — kaivalya. Состояние обособленности, являющееся высшей целью йоги Патанджали, но в тант-рийских текстах ставшее определением единства (а также союза и даже соития) Богини
со своим Божественным Супругом.
Амритабинду упанишада
1. Перед Амритабинду — одна из разновидностей шанти патха
представляющей собой рас-
пространенную мантру, составленную из двух стихов гимна Ригведы «Всебогам» (1.89.6, 8). Для ознакомления с ее
звучанием и содержанием приводим транскрипцию и вольный перевод, или, точнее, переложение (в тексте).

Сайт создан в системе uCoz