Упанишады йоги и тантры

е. рассеянию) и приобретением способности сосредотачиваться на одном объекте. И та и другая склонность являются естественными формами ума, и, согласно санхкье, считающей возникновение лишь проявлением существующего неявно, самадхи уже существует в каждом и поэтому задача состоит не в приобретении, а в раскрытии самадхи, доселе скрытого волнениями ума. Когда эти две тенденции в уме совмещаются и взаимопроникают друг в друга, обычное познавательное действие с его противоречиями прекращается.
И в этом возвышенном состоянии имеются свои градации. Есть два главных вида самадхи: с познаванием и без познавания , первое —идущее по пути все большего познания через рассуждение, распознавание, блаженство, а второе — достигаемое удалением всякой умственной деятельности. Сампрад-жнята самадхи, в свою очередь, можно подразделить на стадии:
— «с рассуждением» (savitarka);
— «без рассуждения» (nirvitarka), где сознание освобождается от внутреннего словесного оформления идеи
этого объекта;
— «с размышлением» лишь о значении или сущности того или иного объекта;
— «без размышления» , т. е. свободное от оформления этих тонких сущностей в каких-либо знаках;
— «с блаженством» , в котором еще сохраняется принцип «я», но он уже не соотнесен с внешними объектами и наслаждается, блаженствуя в самом себе;
— «с блаженством я есть», или — обертонально —«с блаженством, озаренном улыбкой»
Здесь созерцающее сознание освобождается от влияния принципа «я», которое, еще не исчезая совсем, переходит в скрытое потенциальное состояние.
По мере углубления состояния самадхи ослабевают подсознательные побуждения и стремления ума (самс-кары), пока в конце не «поджарятся семена кармы» и не будет достигнуто «бессеменное» (nirbija) самадхи, т. е. уничтожатся причины, которые могли бы привести к новым мыслям и новым рождениям (1.51).
Существует промежуточная форма самадхи между сампраджнята и асампраджнята, так называемое «облако добродетели» (dharmamogha), когда ум освобождается от влияния всех мыслительных потенций, отсутствует привязанность и вызываемый ею интерес даже к созерцанию каких-либо объектов. Единственное, что сохраняется, — это «различающее познание» (viveka . Корень авидъи вырван, последствия дурных и добрых дел устранены. Это и есть, собственно, состояние «живущего свободным» (jlvanmukta)
Что же касается состояния асампраджнята самадхи — оно находится за пределами описаний и объяснений.
Именно это состояние сливается с высшей целью йоги Патанджали — Обособлением (kaivalyd) от всякого влияния: идей, причин, следствий, чувства «я». Но это состояние не негативное, как может показаться обычному сознанию, а позитивное, хотя никак не определяемое, т. е. не заключенное ни в какие пределы.
Там покой. Не шелохнется тишина ни желаньем, ни воспоминаньем.
Бездна знания, без дна и без названья, так ясна, что не видна глубина.
Многие индийские авторитеты утверждают, что путь Йога даршаны доступен лишь для немногих гигантов духа. Но Йога сутра остается эталонным нормативным текстом йоги, который толкуется и перетолковывается и от которого отталкиваются другие учения йоги, хотя, естественно, он не мог охватить все их многообразие. Многие из идей, понятий, терминов, методов Йога сутры принимаются другими ветвями йоги. В Индии изучение Йога сутры входит в систему традиционного образования в ашрамах йоги и светских учебных заведениях. Для тех же, кто находится вне традиционной культуры, Йога сутра особенно ценна целостным описанием системы освобождения, тем более что конкретные приемы, как правило, лишь упомянуты и лишены подробностей. Гораздо больше их в переводимых упа-нишадах и других текстах йоги.
Так, в эпической литературе — Махабхарате и Ра-майане, а также в пуранах есть крупные отрывки, излагающие теорию и практику йоги. В Махабхарате важные сведения по йоге излагаются от имени Вьясы, Ядж-нявалкьи, Санатсуджаты, традиционно считающихся Великими йогинами. К Ра.чайане причисляется также большое произведение из 23 734 стихов в шести книгах, называемое по имени легендарного мудреца Йога Ва-сиштхи.

Сайт создан в системе uCoz