Упанишады йоги и тантры
91. Владыка — Олицетворенный Бог, Ишвара.
92. Макушка —
93. Пространство — В следующей шлоке сан скритское vyoma передано словом «Эфир».
94.Благодетель — Один их эпитетов Шивы.
95. Каплевидном —
96. Великий Бог — Садашива, еще одно из имен и проявлений Шивы.
97. Ума — одно из имен Богини (devi), наряду с Пар- вати, Кали и др. — супруги Шивы и его Шакти. Шива иногда изображается с телом, одна половина которого муж ская, а другая — женская.
98. Растворение Творца — Здесь имеется в виду Брахман (м. р.), Бог-творец, который, не смотря на астрономическое число лет его существования, также смертен.
99. Созерцание —
100....с качеством... — т. е. с объектом, веще ственным или мысленным.
101....-«малость» и прочие достижения... — имеются в виду восемь чудесных сил. См. сиддхи в Словаре понятий.
102.При жизни свободный — jlvanmukta.
103.Высший Самый — см. ст. 20.
104.Высочайшее Благо — parabrahman.
105.Дух -
106. Великий Владыка —
107. Подошва — Ср. русское название обуви «поршни».
108. Великий замок —
109. ...два или три (раза)... — из текста неясно, под ряд или ежедневно.
110. Наполнение — - т. е. вдох.
111. Ушная печать — Видимо, синоним джаландхара бандхи.
112. Двойной загон — Возможно, имеется в виду пространство, запертое двумя печатями: маха муд рой и карна мудрой.
113. Великое пронзание —
114. Небесная странница - — «небо», «пространство» и
— «движущаяся», «устремленная». Khecari— синоним птицы, движущейся в пространстве.
115. Замок Петленосца — джаландхара бандха.
116. Поднимающий — — «взлет».
117. Лонный — yoni-bandha. Словом yoni— «матка», «лоно» — здесь обозначается область половых органов.
118. Корневой замок —
119. Гула — Изначальный, бессмертный, невы разимый звук — проявление Брахмана. В написании сло га ОМ — носовой резонанс, обозначаемый точкой.
120. Обратнодействующая — В источ никах часто является названием позы, ныне более извест ной как sirsasana. Состоит в удержании тела на голове вверх ногами. Считается, что, практикуя эту позу, можно обра тить вспять даже время (может быть, поэтому она называ ется viparita— «обратная», «перевернутая»).
121. Мгновение — В ряде источников — время мигания глаза (миг).
122. ...три месяца... — букв, «половина шести» месяцев.
123. Алмазная (печать) — vajroli(вариант для жен щин — sahajoli).
124. Йогическое совершенство — yogasiddhi.
125. Бессмертная — amari— эвфемизм слова «моча».
126. ...носом... — Ж. Варенн в комментарии упускает эту важную подробность приема.
127. Приемы — kriya.
128. Различение и бесстрастие ~- vivekavairagya. Одна из целей йоги (связаннной с санкхьей), а также веданты — достичь различения Зрящего (Атмана, Пуруши) и зрели ща (мира явлений или Природы, Пракрити).
129. Повтор ст. 2.
130. Влагалище — bhaga. Имеет также значения «сча стье», «любовь».
131. Текучесть — — т. е. круговорот смертей и рождений.
132. Различные тройки, соответствующие здесь трем буквам слога ОМ (А+У+М), следующие: миры — земля, воздух, небо; Веды — Риг, Яджур, Сама; богослужения — утро, полдень, вечер; три вида интонирующих ударений в санскрите — высокое (udatta), невысокое (anudatta) и звуч ное (svarita); жертвенные огни — ахавания, гархапатъя, дакшина; гуны — саттва, раджас, тамас.
133. Половина слога ~ имеется в виду носовой резо нанс слога ОМ, обозначаемый в письме деванагари точкой над О.
134. Одни из любимых сравнений упанишад, обозначаю щие скрытое пребывание Атмана в мире явлений.
135. Здесь, возможно, не только образное сравнение, но и описание определенного приема сосредоточения и созер цания.
Бутон — bindu.
136. Отзвук — См. выше прим. к ст. 121.
137. Человек —
138. Распространенный образ отстранения чувств, осу ществленный пратъяхарой (ср. Бхагавадгита 2.58).
139. ...во всех дверях... — дверями
или вратами тела называются его отверстия, через которые происходит чувственное восприятие (уши, глаза, нос и пр.) и природные выделения (анус, отверстия половых органов и грудей).
Сайт создан в системе
uCoz