Упанишады йоги и тантры


32. Затем разумный, удерживающий Лотосное сидение с ровной спиной, шеей, животом, закрыв рот, удаляет прану через нос
33. так, чтобы она вытекала с шумом из (пространства от) горла до черепа,
затем некоторую (часть) воздуха следует провести до лотоса сердца, снова нужно его удалить и снова наполнить33.
34. Как заставляет железных дел мастер мощно двигаться кузнечные мехи,
35. так своим телом надо заставить двигаться воздух34, пока не возникнет в теле усталость.
36. Затем нужно вести воздух через правую ноздрю, пока не наполнится живот, также легко, без нажима, зажимая нос пальцами.
37. Как в предыдущем (приеме), сделав задержку, следует удалить воздух35 через иду.
38. Этим (приемом) пробуждения кундалини уничтожается возникшее воспаление горла, увеличивается телесный огонь, уничтожается засоряющая отверстия Благого тока36 слизь и прочее, устраняется скверна, дается заслуга, чистота, счастье.
39. Рассекаются произведенные тремя гунами три узла37 одним исполнением кумбхаки, именуемой Мехи38.
40. При задержке дыхания (вместе) с четырьмя рассекающими (гуны приемами) йогинам, удалившим скверну, нужно выполнять
три замка (бандха).
41. Первый — Корневой замок, второй зовется Поднимающим, третий — Замком Петленосца39.
42. Сокращением (промежности), что зовется Корневым замком, идущая вниз апана40, поистине, поднимается,
43. и (когда) апана, вверх идя, местопребывания огня41 достигает, тогда поднятым ветром пламя раздувается и вырастает.
44. Тогда пришедшим огнем и апаной воспламеняется сама прана42, потом непрерывным горением пламя охватывает
все тело.
45. Тогда распаленная дыханием, словно ударенная палкой кобра, спящая Кольцевитая пробудится, выпрямится
46. и пройдет внутрь Благого тока43 через входное отверстие.
Поэтому Корневой замок всегда надлежит делать йогинам.
47. В завершение задержки дыхания после выдоха надлежит делать Поднимающий замок, посредством которого поднимается прана,
48. поэтому называемый йогинами Поднимающим. Сидящему в Ваджрасане44 следует крепко держать
руками стопы
49. и областью лодыжек следует прижимать Утолщение45, (затем) пашчимотану46следует удерживать твердо, (что позволяет дыханию подняться) через область сердца к шее.
50. Когда (же) дыхание медленно опускается до складки живота, следует постоянно удалять из живота нечистоты.
51. Но в конце вдоха надлежит делать Замок Петленосца, состоящий в прижатии горла (к груди), что препятствует движению воздуха.
52. Выполнением пашчимоттанасаны и прижатием горла быстрым наклоном вниз (подбородка) заставляют прану идти в Благой ток.
53. Находящийся в правильной асане, делая вышеописанное движение Сарасвати47, должен удерживать прану.
54. В первый день следует делать задержку дыхания четырех видов, каждую — 10 раз, во второй — (добавить) еще
пять.
55. В третий день (делать) 20, (потом) ежедневно увеличивая на пять, совершаемую задержку дыхания всегда
сопровождают тремя замками.
55. (Существуют следующие помехи:) сонливость днем из-за ночного бодрствования или совокупления,
56. множество (расстройств), связанных с постоянной задержкой (выделения) мочи и кала,
57. вред от плохо (выполненной) асаны и чрезмерно растревоженной праны. Если упражняющийся скажет при появлении
болезни:
58. мол, «до болезни меня довело упражнение йоги», — и оставит тогда упражнение — это первой помехой считают.
59. Второй называют сомнение, третьей —небрежность, четвертой — слабость, сонливость же — пятой,
60. шестой — перерыв (в упражнениях), седьмою зовут заблуждение, восьмой — ограниченность (способностей), а
девятой — неискренность,
61. недостижение сущности йоги — десятая, сказано мудрыми. Эти десять преград пусть мудрый отвергнет.
62. Затем упражнением дыхания, тело держа в состоянии саттвы, воздух направляется туда, (где) в сушу мне сознание покоится в непотревоженной чистоте.
63. Но погруженный в йогу заставляет идущую вниз апану идти вверх движением (воздуха, вызванным) сокращением, что называют Корневым замком.

Сайт создан в системе uCoz