Упанишады йоги и тантры
48. Доброта — ahimsa. Негативные переводы — «не принесение вреда», «ненасилие» — не передают положи тельный и динамичный смысл термина.
49.Соблюдение — niyama.
50.Совершенная, Лотосная, Львиная и Бодрая —
51. Ворожба —
52. Миражи — Букв, «жажда оленя».
53. ...навозом или известью... — коровий навоз счи тается в индуизме очистительным средством; пережжен ным кизяком, становящимся белым, в Индии обмазывают стены домов. Sudha(известь) Ж. Варенн переводит как «сок лимона».
54. Общепринятое техническое описание сиденья для созерцания (см. напр. Бхагавадгита 6.11).
Трава куша — травянистое растение типа осоки. Шкура антилопы — один из отличительных знаков отшельника.
55.Проницательный — medhavin.
56. Избранное божество - Все индуисты (включая отшельников) поручают себя божеству, избран ному из 33 млн. богов.
57. (Оборот слева) направо — в индуизме считается благоприятным и почтительным обходом.
58. Мера -
59. Токи — Данная упанишада не уточняет их число (в других источниках иногда упоминается 72 тыс.), ее интересуют только три главных — ида, питала и су- шумна.
60. Огонь пищеварения — значит «утроба», так же «плод», «зародыш».
61. ...трех путей... — tripathi. Возможно, речь идет о паломничествах.
62. Особая задержка — kevala kumbhaka.
63. ...выдоха и вдоха лишаются... — Особая задерж ка — это состояние, в котором нет потребности ни в выдо хе, ни во вдохе
64.Способность — Букв, «соответствие цели», также «сила», «власть». Эти сверхъестественные силы или способности сопутствуют упражнениям йоги.
65. Шарабха ~- Мифологическое восьмино- гое животное, похожее на оленя, олицетворение мощи. Э.А. Грантовский предполагает, что источником этого об раза был лось, которого арии знали на своей прародине.
66. Бог Любви — kandarpa. Другие имена: manmatha и пр.
67.Удлиненный слог —- pranava. Слог ОМ, произноси мый протяженно и певуче.
68.Горшок — Вариант (или другое название) упражнения — kumbhaka («Кубок»).
69. ...заключается... — Игра слов с gkala — «горшок».
70. ...восьмую часть суток... — — мера време ни около 3 часов.
71. Удаление —
72. Т. е. в состоянии кумбхаки.
73. Текст явно утверждает, что пратьяхара произво дится сама собой, уже одним упражнением в удержании дыхания.
74. Это — Сам —
75. Удовольствие — saukhya. Шлока построена на ос троумном парадоксе: общее место аскетических текстов — что надо отрешиться от удовольствия влечения чувств к объектам чувств. Здесь же единственным удовольстви ем становится Атман и влечение чувств к нему предписы вается.
76. ...золотом станет... — в огромном разнообразии различных видов и школ йоги есть и применяющие алхи мию (например, школа натха сиддхов).
77. Во многих религиозных культурах мира есть при меры, когда святой (или посвященный), скрывая высокую степень духовного совершенства, ведет себя как безумец или простак.
78. Наставник — под чьим руководством садхака ос ваивает йогу, которая без него не может привести к цели.
79. Состояние накопления — paricaya также «знакомство». Ж. Варенн дает еще значение «вольность» (в значении привычного общения, единства и пр.).
80. ...великим путем... — Имеется в виду су шумна.
81. Сознание и дыхание — citta и svapavana.
82. Пять божеств — Имеются в виду божества-властители пяти великих элементов.
83. Удержание — dharana. Ниже описывается прием пятеричного удержания.
84. В тексте не строго соблюдается единообразность на писания бидж. Так, биджа Воды в одной шлоке пишется ВАМ и ВА, а РА имеет и другое обозначение — repha (см. ст. 91).
85. Мера времени описывается в ст. 40.
86. Семя — bija.
87. Вольная — Имя бога Варуны, бывшего в ведийские времена главным богом, а в эпосе ставшего Владыкой Вод, является одним из эпитетов Воды.
88. Венчанный — Один из устойчивых эпи тетов Вишну.
89....в костер... — букв, «в огненный круг».
90. ...черный шестиугольник... — в некоторых шко лах акаша (Эфир, Пространство) изображается в виде чер ного круга, тогда как Воздух — в виде пепельно-голубого шестиугольника.
Сайт создан в системе
uCoz