Упанишады йоги и тантры
САНСАРА «текучесть», круговорот явлений (возникновение — пребывание — конец и снова возникновение); переход души (в данных текстах — Атмана) из одного состояния или тела в другое в результате перевоплощений до конца существования Вселенной (или до воплощения в теле человека, способного упражнением освободить свою душу).
САНСКРИТ «совершенный», «отделанный» грамматиками древний ведийский или арийский (индоевропейский) язык. Родственен русскому, латинскому, греческому, готскому, литовскому и пр. Название разговорного языка ариев во II тыс. до н.э., язык эпоса, доживший до наших дней в Индии в качестве языка культуры.
САРАСВАТИ (sarasvatl, ж.): мифологическая река, ушедшая под землю, название которой было перенесено на левый приток Инда (современный Сатледж). Одно из имен богини мудрости и красноречия.
CAT (sat, ср.): «бытие» (отождествляемое обычно с Брахманом в триединстве саччидананда).
САХАСРАРА «тысячелепестковый» центр,или расположенный в макушке, где часто совпадает с затылочным отверстием, или даже находящийся «выше головы».
СВАДХИШХТАНА центр (чакра),расположенный в генитальной области.
СВАМИ (svami, м.): «хозяин», «ставший самим собой»; подвижник, монах.
СИДДХИ (siddhi, ж.): «достижение»; одна из необычных сил, приобретаемых йоговским подвижничеством. К восьми наиболее известным относятся:
1) способность принимать ничтожно малый размер;
2) способность терять вес;
3) способность удовлетворять любое желание;
4) непреодолимая воля;
5) способность принимать огромные размеры;
6) высочайшая власть;
7) способность подчинять все;
8) способность подавлять свои желания. СИЛА см. ШАКТИ и КУНДАЛИНИ. СОЗЕРЦАНИЕ см. ДХЬЯНА.
СОМА (some, м.): 1) сок неотождествленного до сих пор растения (или гриба?), из которого готовили священный напиток с таким же названием, употреблявшийся в ведийском жертвоприношении, которым приобретали бессмертие и блаженство; 2) напиток бессмертия, амрита; 3) луна. В йоге название Сома применяется к амрите, выделяющейся с задней части нёба, которую подвижник может получить (или собрать), овладевая, например, кхечари или випарита карат мудрой.
СОН: уже в ведийских писаниях проявляется особый интерес ко сну, считавшемуся первым приближением к Избавлению (в снах душа на время ускользает из телес
ной тюрьмы; в глубоком сне она совсем не .затрагивается миром и пр.). Глубокий сон (третье состояние) выше легкого сна (второе состояние), но эти три превосходит Четвертое (см.).
СПАСЕНИЕ: христианизированное (менее точное) соответствие понятию (Освобождение).
СУРЬЯ : Бог Солнца.
СУШУМНА (susumna, ж.): срединный из трех главных токов (нади) алмазного цвета, по которому поднимается кундалини. Сушумна уподобляется реке Сарасвати.
ТАНТРА: совокупность многих культур, культов, учений, объединенных общей идеей почитания Силы, Энергии (Шакти) или МатериПрироды, выраженная в текстах, называемых tantra («книги»). Тантра основывается на посылке необходимости подчинения присутствующей в нас силы {кундалини), тождественной той, что правит Вселенной (Природе во всех ее проявлениях и обликах).
ТЕКУЧЕСТЬ см. САНСАРА.
ТУРЬЯ (turiya, м.): «Четвертое» (см.).
УДДИЯНА БАНДХА «поднимающий», «летящий», «парящий» — замок, котором втягиваются живот и желудок к позвоночнику и диафрагма подтягивается вверх.
УМ см. МАНАС.
УМА одно из имен Богини.
УПАНИШАДА древние ведийские и следующие ведийской преемственности тексты в прозе или чаще в стихах, содержащие рассуждения древних мудрецов о природе Истины и объяснения учителем ученику путей ее достижения. Всего их насчитывается более двух сотен, составленных в разное время и в различных учениях и школах. Одиннадцать упанишад считают принадлежащими Ведам, а 108 — не противоречащими ортодоксальному индуизму. Среди них примерно 20 относятся к йоге как таковой, но все в той или иной мере ее касаются.
X
ХАМСА (hamsa, м.): гусь, лебедь, священная птица индийской мифологии, с которой сравнивается душа.
ХАТХА ЙОГА йога усилия сосредоточенная, главным образом, на очистительных и телесных упражнениях.
Сайт создан в системе
uCoz